Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Густаво Адольфо Беккер: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Густаво Адольфо Беккер (1836—1870) — поэт-романтик, родился в семье художника, потомка выходцев из Фландрии, обосновавшихся в Испании еще в XVI в. Увлекался живописью и музыкой, и эта страсть к искусству стала органичной частью его творчества, оно как бы насыщено яркими красками и образами природы и многозвучием человеческих настроений — от неуловимых шорохов сомнений до громовых разрядов сердечной муки.

Поэтичны, живописны и музыкальны его легенды. Заметны в них тяга к чудесному и таинственному, как бы углубляющему мир души, культ природы и воображения, где фантастическое существует наравне с реальным, неприятие буржуазного практицизма, погони за выгодой и удобствами, попрания красоты и добра. Отвергая утилитаризм современной цивилизации, который очерствляет души, замораживает сердца, Густаво Адольфо Беккер показывает в своих легендах, что в столкновении с жестокостью реального мира его герои, обуреваемые роковыми страстями, погибают, но не отказываются от своей мечты. Естественно, что конец большинства его персонажей трагичен, чему соответствует излюбленный автором пейзаж — таинственные руины, поросшие травой, сумрак узких улочек и т. п. Мотивы сюжета в легендах обычно увязываются со старинными обычаями, с народными празднествами, героикой минувших дней и как бы берут под свою защиту: от забвения прошлое родины, от разрушения памятники ее старины, от затаптывания следы культурных традиций. Иногда у них имеется подзаголовок — кастильская, арагонская, толедская, сорентская, севильская легенда, что должно подчеркнуть их фольклорный исток.

Сила искусства прославляется в легендах о безумии, охватившем музыканта, когда он попытался записать мотив, поразивший его во сне («Miserere»), о бессмертии музыки, которая продолжает звучать после смерти исполнителя в аккордах ветхого инструмента («Маэстро Перес, органист»). Превратности любви описаны в легендах, вводящих в мир ее тайн («Лунный луч»), коварства («Распятие и череп», «Белая лань»), неожиданных последствий («Поцелуй», «Обещание»). Вызов чувству страха бросают герои легенд о дьявольской силе военных доспехов злого барона («Чертов крест»), о похищении драгоценностей с алтарной святыни («Золотой браслет»), о поиске дара возлюбленной в мрачном месте, пользующемся недоброй славой («Гора неприкаянных душ»).

Дух легенд витает и над рассказами, где Густаво Адольфо Беккер вспоминает историю превращения постоялого двора в кладбище («Кошачий двор»), говорит о том, как подлинная страсть подчас выглядит нелепой («Поистине странно!») или как возникают удивительные творческие замыслы («Изумрудное ожерелье»).

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 730