Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Ги де Мопассан: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Ги де Мопассан (1850—1893) родился в семье биржевого маклера, окончил руанский лицей и поступил на юридический факультет в нормандском городе Кане, но не окончил его, так как был мобилизован на военную службу в связи с франко-прусской войной 1870—1871 гг. Солдатская жизнь обострила патриотические чувства Мопассана и оказала большое влияние на развитие его творчества.

После войны до 1880 г. он служит в различных министерствах, пока успех новеллы «Пышка» не открыл ему путь в литературу. К тому времени учителями Ги де Мопассана становятся требовательный в вопросах художественного мастерства Г. Флобер и щедрый в советах русский писатель И. С. Тургенев, с которым его связывает искренняя дружба и которому он посвящает первый сборник своих новелл «Заведение Телье» (1881). Флобер знакомит своего ученика с Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром и другими писателями и критиками.

За одиннадцать лет напряженного творчества, оборванного в 1891 г. психическим заболеванием, писатель опубликовал шесть романов, семнадцать сборников новелл, три книги путевых очерков.

Уже первое опубликованное произведение Ги де Мопассана «Пышка» (1880) раскрыло неповторимость его таланта и зрелость мастерства. В основу новеллы было положено подлинное происшествие. Это история проститутки Пышки, которая в дни франко-прусской войны вместе с попутчиками по дилижансу была задержана немецким офицером. Дальнейшее следование дилижанса было поставлено в зависимость от исполнения грязного предложения офицера, адресованного Пышке. Решительный отказ Пышки, продиктованный чувством патриотизма, вначале радостно встреченный ее спутниками, по истечении времени начал вызывать в них бурное негодование. Автор с непревзойденным мастерством психологического проникновения показывает, как корыстные интересы побуждают этих «честных мерзавцев» вынудить у Пышки согласие, чтобы потом с презрением отвернуться от нее.

К «Пышке» примыкает еще несколько рассказов о франко-прусской войне, равнодушии высших слоев общества к судьбе страны и глубокой любви к родине простых французов, самоотверженно боровшихся против захватчиков («Дядюшка Милон», «Старуха Соваж», «Пленные», «Дуэль», «Мадемуазель Фифи», «Два приятеля» и др.). Уже в этом цикле новелл проявилась та критическая направленность реализма Мопассана, которая позволила А. Франсу назвать его «великим живописцем человеческого безобразия». Конфликты новелл Мопассана обычно строятся на внутренних противоречиях человека, чья душа находится в борении естественных потребностей и чувств с навязанными имущественным миром убогими представлениями о долге («Отец Амабль»). Писатель всегда сочувствовал человеческому страданию, поэтому в его произведениях звучит грусть и даже боль за своего героя. Печальны рассказы о бедствиях, нежданно-негаданно обрушивающихся на маленьких людей («Ожерелье», «Верхом»), об их непоправимых ошибках («Мадемуазель Перль», «Сожаление»), о разобщенности («Одиночество»), о тоске по ушедшей молодости, по утраченному счастью («Маска», «В лесу», «Менуэт») или о горечи, вызванной столкновением с изнанкой жизни («Гарсон, кружку пива!»).

Иногда Ги де Мопассан создает проблемные ситуации, взывающие к совести или раздумью. Прав ли сын в своих претензиях к родителям, некогда отказавшимся его отдать на воспитание к богачу («В полях»)? Оправдано ли презрение участника войны, с каким он отвернулся от некогда любимой женщины, чью жизнь изломала война («Койка № 29»)? Какое будущее ожидало молоденькую девушку после неудавшегося самоубийства («Иветта»)?

Писатель умеет заразительно смеяться над забавными случаями будничной жизни («Туан», «Мой дядя Состен», «Заместитель», «Избавилась», «Знак» и др.), лукаво подтрунивать над человеческими слабостями («Нормандец», «Эта свинья Морен»), над фривольным озорством («Булавки», «Хозяйка», «Задвижка», «Петух пропел» и др.).

Но любовь для писателя — ценнейший дар природы («Любовь»), способный пробудить в человеке талант, раскрыть красоту души — бескорыстие, искренность, отзывчивость, самоотверженность («Калека», «Лунный свет», «В пути», «Счастье», «Фермер»). Пронизаны горечью и иронией новеллы, где говорится о профанации любви, о превращении ее в предмет купли-продажи, грязной забавы, в средство обмана и наживы («Реванш», «Свидание», «Завещание», «Господин Паран» и др.). Писатель говорил и о том, как ослепление страстью приводит к преступлению («Маленькая Рок»), как из величайшей радости любовь превращается в источник мучений, в корыстный расчет, в унижение человеческого достоинства, в драму супружеских измен («Исповедь женщины», «Встреча», «Госпожа Парис», «Новогодний подарок»). Исполнены гнева рассказы о печальной судьбе внебрачных детей и о материнстве, превращенном в средство обогащения («Сын», «Брошенный», «Оливковая роща», «Отцеубийца», «Мать уродов», «Наследство»). Раскрывает писатель и изнанку обывательских душ («Драгоценности», «Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «В лоне семьи», «Награжден орденом»), и тайники растоптанного достоинства («Бродяга», «Нищий», «Шкаф», «Одиссея проститутки», «Правдивая история», «Мисс Гарриет»; «В порту» — рассказ, переведенный Л. Н. Толстым под заглавием «Франсуаза», и др.).

Видел отчетливо писатель и светлые начала в человеке — чистоту, человечность чувств и отношений («Папа Симона», «Дочка Мартена», «Буатель», «Возвращение», «Клошетт» и др.), и мрачные настроения, порожденные социальным злом («Денщик», «Усыпительница», «Вечер», «Муарок» и др.), проявлял интерес к загадочным явлениям психики («Орля», «Кто знает?» и др.).

Ги де Мопассан воспевал чувственную страсть, изображая и драматические, и смешные положения, в которых оказываются люди, и тем самым разбивал оковы мещанской стыдливости, лицемерно уклонявшейся от правды естественного бытия и осуждавшей упоминания о ней в художественной литературе.

Первый роман Мопассана «Жизнь» (1883) — произведение глубокой грусти — о незадачливой судьбе женщины, готовой на самопожертвование, бессильной предотвратить распад семьи и погубленной животной чувственностью бессердечного и пошлого мужа. Жанна, наследница дворянского поместья, в полном неведении о смысле человеческого существования вступает в брак с первым подвернувшимся «приличным» человеком. С этого момента ей уготовано безрадостное одиночество, мучительное разочарование в былых иллюзиях. Измены мужа, смерть родителей, отпугивающая холодность дворянской среды с ее высокомерием и узостью интересов, неумение найти близких по духу людей ведут к утрате одних надежд и возникновению новых, также обреченных на угасание. И все же автор далек от пессимизма. «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают» — таков итог романа, выраженный словами служанки Розали, простой и здравомыслящей женщины, знающей истинную цену вещам.

В романе «Милый друг» (1885) Мопассан бросает обвинение в беспринципности и продажности правящим кругам Франции, прикрывавшимся речами о ее национальном величии и в то же время торговавшим интересами народа. Главный герой Жорж Дюруа, унтер-офицер колониальных войск в Алжире, прибывает в Париж с желанием сделать карьеру, которую начинает в качестве репортера бульварной газетенки. Наглый, лишенный чувства добропорядочности, не надеясь на свой талант, он через женские сердца пробивает себе путь в высшее общество и добивается жизненного успеха. Роман, резко обличавший засилье финансового капитала, колониальную политику, продажность прессы, укрепил за Мопассаном славу выдающегося романиста.

В романе «Монт-Ориоль» (1886) освещена неблаговидная история создания курорта, ставшего источником богатства капиталиста Андерматта. Его жене Христине, тонкой, глубоко чувствующей женщине, чужд дух делячества. Обманулась она и в любви к светскому молодому человеку Полю Бретиньи, себялюбцу и сибариту. Это увлечение Христины завершается разочарованием, неверием в возможность настоящего счастья в окружающем ее мире. В последующих романах писатель делает акцент на психологическое состояние и поведение человека.

Роман «Пьер и Жан» (1888) интересен психологическом исследованием зависти, жадности, эгоизма, разрушающих семейные устои. Роман «Сильна как смерть» (1889) — анализ страданий художника на пороге старости и творческого бессилия. В романе «Наши сердца» (1890) Ги де Мопассан касается раздвоенности чувств человека, утратившего нравственные ориентиры собственного поведения.

Глубоки по мысли и тонкости наблюдений путевые очерки писателя «Под солнцем» (1884), «На воде» (1888), «Бродячая жизнь» (1890), отразившие пребывание писателя в Алжире, его морское путешествие на яхте «Милый друг», посещение им Генуи, Венеции, Пизы, Флоренции, Рима, Неаполя, Сицилии и Туниса.

В России, начиная с И. С. Тургенева, талант французского новеллиста высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн за умение создавать не «банальную фотографию жизни», а, говоря словами самого Мопассана, «ее воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1267