Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Филип Ларкин: творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Ларкин Филип (Артур) [LARKIN Philip (Arthur), 09.08.1922, Ковентри - 02.12.1985, Гуль, графство Хамберсайд], поэт, романист. Награждён орденом Британской империи (1975). Лауреат многих литературных премий, в том числе Золотой Королевской медали за заслуги перед поэзией (1965).

Окончил Оксфордский университет (1943), с 1943 - на библиотечной работе, с 1955 до конца жизни был директором библиотеки Бринмора Джонса при Гулльском университете. В 1961-1971 вёл колонку джаза в газете "Дейли телеграф".

Наследие Ларкина невелико: два романа, "Джилл" ("Jill", 1946) и "Девушка зимой" ("А Girl in Winter", 1947), в которых психологически исследуются проблемы молодых людей, и четыре сборника стихотворений - "Корабль Севера" ("The North Ship", 1945; перераб. изд. 1966), "Перед другим в долгу" ("The Less Deceived", 1955), "Свадьбы в Троицу" ("The Whitsun Weddings", 1964), "Высокие окна" ("High Windows", 1974). Тем не менее англо-американская критика называет его и Т. Хьюза самыми значительными английскими поэтами послевоенного поколения.

В первом сборнике Филипа Ларкина ещё чувствуется влияние У.Х. Одена, Д. Томаса и особенно У.Б. Йейтса. Когда Ларкин обрёл собственный голос (уже со второго сборника), он признал своим учителем только одного Т. Харди. Позиция зрелого Ларкина - антиромантическая; он отталкивается от всякого рода поэтической аффектации, выступает против жреческой риторики Т.С. Элиота и Э. Паунда, форсированного пафоса Д. Томаса и поэтов "Нового Апокалипсиса", политической ангажированности "оксфордцев". Эти принципы Ларкин разделял с поэтами "Движения", печатался в "Новых строках"; его признавали одним из лидеров группы. Вместе с тем он всегда открещивался от групп, школ и литературной борьбы - от всего "общего": "Я не думаю о поэзии или поэтической сцене, только об отдельных стихах, созданных отдельными поэтами".

Принцип поэтики Ларкина - фиксирование единичных объектов и явлений в их чувственной конкретности. Его задача - "оберегать вещи, которые видел, / чувствовал, / о которых думал"; он стремится к сохранению чувственного опыта, к созданию того, что называл "словесным засолом". В стихах Ларкина вещи важны не для выражения настроения лирического субъекта, а сами по себе; здесь не поэт творит среду, скорее среда - поэта. "Собирание" и перечисление деталей (сельского ландшафта, городской среды, "мелочного" быта) приводят в лучших стихах Филипа Ларкина к "взлёту" - внезапному и убедительному поэтическому обобщению. При этом поэт смело совмещает высокий и низкий планы: "Сходив в туалет и пробираясь ощупью к постели, / Я отодвинул тонкие занавески и был поражён / При виде стремительных облаков".

Ведущая философская тема Ларкина - это тема времени: с одной стороны, он писал о синтезе мгновения и вечности ("Мой ангел внезапный, сияй / Бесстрашно, беспечно. / Всегда - это значит сейчас, / Сейчас и навечно" - стих. "Всегда или только сейчас..."); с другой стороны, о бренности людей и вещей. Стремясь найти смысл текущего и уходящего времени, Ларкин улавливал и останавливал в слове хрупкую гармонию, мгновенно возникающую и распадающуюся под гнётом неизбывной пошлости социального, исторического и биологического "быта" людей ("Ночная музыка", "Места и любимые", "Тут", "Девичья фамилия", "Любовные песни в преклонном возрасте", "Высокие окна", "Надгробие Арунделей").

"Сквозная" метафора его поэзии по сути иронична. Порыв к вечному и запредельному рождается из осознания жизненной тщеты и близости смерти: "Но мог ли предвидеть я блеск / Креста над могилой сырой, / И пение птичье, и плеск / Листвы..." ("Для песни печальной..."). Но жизнь неизбежно "заземляет" этот взлёт духа, возвращает от гармонии к грубой прозе ("Вскипела кровь во мне...", "Поэзия отбытий", "Мистер Блини", "Свадьбы в Троицу").

Через всю поэзию Филипа Ларкина проходят повторяющиеся мотивы - память, прошлое, одиночество человека (метафизическое, экзистенциальное, житейское) и смерть. Ларкин пластичен и скрупулезно точен в воссоздании "утраченного времени" ("MCMXIV", "Захаживая в церковь", "Девичья фамилия", "На пастбище"); в его стихах время становится ощутимым. Развёрнутые метафоры-размышления Ларкина раскрывают скрытый смысл будничной жизни ("Дочери и сын", "Дальше, пожалуйста", "Стихи в фотоальбом молодой леди", "Уходит, уходит"), её нереализованные варианты, "несостоявшуюся жизнь" (образ принадлежит Анне Ахмато-вой): "Вспоминаю, вспоминаю", "Места и любимые", "Поэзия отбытий".

Стихи Ларкина исполнены жгучего и требовательного сострадания к житейской участи "существа разумного", утверждают красоту нравственного чувства и способность возвыситься духом над смертным уделом, поднимают суетное существование на уровень высокой трагедии ("Здесь ты родился...", "Мне снилась морская коса...",, "Высокие окна", "На море").

Поэзия Ларкина весьма сложна: лирический герой блуждает среди антиномий, в его сознании совмещается несовместимое - жизнь и смерть, красота и уродство, радость и тоска, вера и безнадёжность; так в обыденности выявляется её трагическая подоснова. Но при этом стихотворения Ларкина отличаются формальной простотой - ясностью и внятностью языка, прозаичностью и классической завершённостью формы - и лёгким поэтическим "дыханием". Ларкин прекрасно владел рифмованным, белым и свободным стихом и потому умел избегать монотонности, оставаясь в русле традиции.

Источник: Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А.П. Саруханян ; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. - М. : Наука, 2005.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2740