Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Эрнст Гофман: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) — писатель и музыкант, родился в чиновничьей семье, изучал юридические науки в Кенигсбергском университете, увлекался музыкой, живописью и литературой, служил в судебном ведомстве, которое он уподоблял тюрьме, был дирижером, режиссером, театральным художником-декоратором, выступал как музыкальный критик, сочинил оперу «Ундина».

Первые опыты в художественной прозе были связаны с музыкальной тематикой — «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон-Жуан» (1813) и др. Позже они были объединены в названный по имени французского живописца XVII в. Жака Калло, создателя гротесковых гравюр, цикл «Фантазии в манере Калло» (1815), где говорилось о том, что истинными музыкантами могут быть только энтузиасты, романтические мечтатели, с отвращением отбрасывающие от себя мерзости быта и уходящие в свободный мир гармонии. Но их счастье мнимое, ибо живут они в призрачном убежище, откуда их неотвратимые законы действительности подчас низвергают на жестокую землю. Причудливые герои этого мира — чудак, вжившийся в музыку Глюка так, что вообразил себя ее творцом; герой моцартовской оперы, несущий не пороки самовлюбленного соблазнителя, а разочарование мятежной романтической души; музыкант, вообразивший себя божественным избранником и ищущий уголка на земле, где он мог бы своими произведениями заставить людей забыть о бесцветной жизни, повседневных нуждах и вознестись в сферы чистого искусства. В состав «Фантазий в манере Калло» входят также две серии новелл-очерков, где теоретические и критические суждения о музыке сочетаются с размышлениями о месте художника в обществе.

Образ капельмейстера Иоганнеса Крейслера, музыканта-энтузиаста, от имени которого написаны новеллы, — одно из лучших созданий Эрнста Гофмана. Иоганнес Крейслер, фигура во многом автобиографичная, выступает одним из действующих лиц и в незаконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1822). Повествование здесь ведется в двух планах. Дневник полубезумного музыканта, воспринимающего действительность в фантастическом преломлении, перемежается страницами из автобиографии кота, чье самолюбие, сентиментальная глупость, упоенность сомнительными похождениями изобличают самодовольное невежество мещанства.

Среди «Фантазий в манере Калло» — сказка «Золотой горшок» (1817). В ней говорится о необыкновенных приключениях бедного студента Ансельма, влюбленного в прекрасную Серпентину, умевшую принимать облик Золотой змейки. В таких превращениях автор видел преодоление унылости и бездуховности быта, приобщение к идеалам подлинной человечности и красоты.

К фантастике кошмаров и ужасов как выражению «ночной стороны» человеческой души Эрнст Гофман прибегает тогда, когда обращается к теме деспотичной власти, произвола, бесчинствующего над судьбами людей. Здесь нет разумности — и писатель вводит в действие мистические фигуры, потому что видит в жизни «ужасную игру мрачных сил». В романе «Эликсир дьявола» (1816), выдержанном в традиции готической эстетики, отнесенном самим писателем к «Ночным повестям», действует демонический герой — преступный монах Медард. Зловещ колорит повествования — глухие монастыри, таинственные замки, привидения, казни, убийства. Фабула романа сложна, запутана. Молодой монах Медард выпивает из любопытства жидкость, хранившуюся среди реликвий монастырского музея, и обретает сатанинскую мощь, ненасытность жизни, экстаз деятельности. Поручения настоятеля монастыря к папе римскому не совпадают с его желанием отыскать женщину, некогда явившуюся к нему в исповедальню, но зато ввергают его в лабиринт кровавых преступлений. Медард находит успокоение в смиренном покаянии в одном из монастырей. Зловещая эпопея Медарда — своеобразное кружение по аду обывательского бытия с его сословными перегородками, духовным убожеством, бесчеловечностью, ложью и лицемерием, безволием и притворством.

К числу «Ночных повестей» (1817) относятся также «Песочный человек» и «Майорат». Герой первой из них — студент Натаниэль, юноша с признаками душевного расстройства, угнетаем страхом перед несуществующим «песочным человеком». Он становится жертвой обмана ученых-шарлатанов, сконструировавших девушку-куклу, в которую он без памяти влюбляется. Фантастика Эрнста Гофмана иронична: она преследует цель показать безумие общества, где живой человек неразличим от своего механического подобия — игрушки в руках нечистоплотных дельцов.

Повесть «Майорат» погружает читателя в мир призраков, наваждений в старом запущенном замке, где развертывается страшная братоубийственная борьба за обладание наследственным имением.

Созвучна «Ночным повестям» и криминальная повесть «Мадемуазель де Скюдери» (1818), где неуловимый преступник скрывался под личиной честного, талантливого и бескорыстного человека.

В новелле «Счастье игрока» Эрнст Гофман раскрыл романтическую тайну картежного азарта, обнажив под ним реальный источник — алчность.

Более явственно ирония писателя прозвучала в сатирической повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819). В сказке действует злой уродец, получивший способность присваивать чужие заслуги, труд, славу и любовь, отчего страдают достойные люди. Таким образом, фантастический вымысел как бы образует ось мещанского бытия, давящего романтические мечты и человеческое достоинство, и пародирует манию величия деятелей немецких карликовых государств.

Сборники «Серапионовы братья» (1821) и посмертно изданные «Последние рассказы» либо в сатирическом, либо в трагическом плане представляли конфликты современности, порожденные собственничеством, эгоизмом.

На основе фольклора возникают сказки «Щелкунчик и мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста», где свет доброты разгоняет мрак зла, где происходят сражения кукол и зверей, дети посрамляют педанта-учителя, а в одной палатке размещается овощное королевство с министрами. Ремесла, отброшенные в прошлое капиталистическим производством, вызывают у Гофмана чувство скорби и сожаления, потому что вместе с их утратой угасла радость творческого труда и соревнования. Таков пафос новелл «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» (1818), «Мастер Иоганн Вахт» (1821) — жанровых картин, изображающих богатство средневекового ремесленного искусства, простых мастеров. В повестях «Принцесса Брамбилла» и «Повелитель блох» (1822) сложное и напряженное действие двоится между миром фантастики и миром реальности. В последней из них автор делает выпад против полицейского режима. Реакция не простила ему этого, писатель оказался под судом и до конца жизни слыл за политически неблагонадежного.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 998