Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Болеслав Прус: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Болеслав Прус - писатель (настоящее имя Александр Гловацкий, 1847—1912), родился в обедневшей шляхетской семье, рано лишился отца и матери и воспитывался сначала у тетки, затем у старшего брата, конспиратора и повстанца 1863 г. Прус также, будучи гимназистом, принял участие в восстании, был ранен, а после разгрома его несколько месяцев содержался под арестом. Потом он учился на физико-математическом факультете Гловской школы в Варшаве, но оставляет ее, работает фотографом, слесарем на фабрике, служит гувернером и даже чиновником. Затем следуют безуспешные попытки издавать журнал и небольшая заграничная поездка в Германию, Швейцарию, Францию. Литературный путь начался для Болеслава Пруса с юморесок, шутливых стихов, миниатюр и сценок.

В 1881 —1895 гг. появляются его сборники новелл и повестей, в которых он клеймит шляхетское презрение к труду и народу, высмеивает духовное убожество. Писатель показывал, как жажда собственности и страсть к накоплению морально уродуют человека. Прус выражал сострадание горю и лишениям простых тружеников («Жилец с чердака», «Дворец и лачуга», «Сиротская доля») и первым из польских писателей обратился к жизни рабочего класса в повести «Возвратная волна» (1880), где хищнику-фабриканту противопоставил слесаря Гославского, человека высоких душевных качеств.

«Растоптанным душам», по словам самого Пруса, он посвятил повести «Анелька» (1880), «Шарманка» (1881), «Антек» (1881), «Грехи детства» (1883).

В повести «Форпост» (1885) Болеслав Прус говорит о зарождении и развитии капитализма в деревне в той части Польши, где прусские захватчики проводили политику онемечивания населения. Герои повести — крестьянин Слимак, его жена Ягна, батрак Мацек, темные и забитые люди. Любовь к родной земле, несмотря на тяжелую долю, удерживает их на этом форпосте родины.

Роман «Кукла» (1889) явился значительным достижением польской реалистической литературы XIX в. Он отразил разложение шляхты и формирование капитализма в Польше, увеличивающийся рост социального неравенства и нищету трудящихся города. Герой романа Станислав Вокульский, сын бедняка, испытав в молодости нужду и лишения, сосланный в Сибирь за участие в восстании 1863 г., становится международным финансовым дельцом. Автор изображает трагедию этого человека незаурядных способностей, чувствующего себя бессильным изменить окружающий его «океан страданий», тяжело переживающий измену былым идеалам, компромисс с совестью, на который он пошел ради богатства и высокого положения в обществе. В истории его любви к аристократке Изабелле Ленцкой, бездушной «кукле», Болеслав Прус обнажил духовную пустоту, фальшь и порочность шляхты, ее тунеядство и презрение к народу.

Утверждению человеческого достоинства женщины, ее права на труд, независимость и положение, равное мужчине, Прус посвящает роман «Эмансипированные женщины» (1893). Свое внимание он сосредоточивает на двух судьбах. Вначале это начальница женского пансиона пани Ляттер, которая всю жизнь работает, чтобы обеспечить будущее своих эгоистичных и легкомысленных детей. Затем автор отдает предпочтение милой, доброй девушке Мадзе Бжеской, видящей свое призвание в труде учительницы. Свою миссию Мадзя Бжеская выполняет в семьях богатых помещиков — здесь и развертывается драма ее жизни: ее наивность и доброта наталкиваются на себялюбие и черствость бездельничающих дам, кичащихся знатностью и достатком и подчас развлекающихся игрой в эмансипацию.

В историческом романе «Фараон» (1896) Болеслав Прус обратился к событиям в Древнем Египте первой половины XI в. до н. э., когда разгоралась борьба за власть в стране между фараоном, владыкой государства, и могущественной кастой жрецов. Автор рассказывает историю молодого фараона Рамзеса XIII, вымышленного персонажа, который пытается привлечь на свою сторону восставший народ обещаниями облегчить его тяжелую долю. Ценой уступок народу жрецы одолевают фараона и упрочивают свое командное положение в стране. Автор своим романом давал историческую аналогию той современной ему ситуации, которая возникла в Польше во взаимоотношениях церкви и государства.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 608