Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Бенито Перес Гальдос: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Бенито Перес Гальдос (1843—1920) родился в семье армейского офицера, активного противника наполеоновского вторжения в Испанию. В результате участия в антимонархических студенческих волнениях Бенито Гальдос оставил юридический факультет Мадридского университета и посвятил себя литературе, стал академиком. Особенно значительной в его творчестве была серия романов «Национальные эпизоды» (1873—1912), более сорока книг которой сложились в художественную летопись жизни испанского народа XIX в. и ее основных событий — наполеоновского нашествия, революции 1868—1874 гг., реставрации монархии Бурбонов.

К началу XIX в. переносят читателя события романа «Трафальгар» (1873). Бенито Перес Гальдос с большим художественным мастерством и исторической точностью описывает трагическое для Испании Трафальгарское сражение 1805 г., когда испанский флот был разбит англичанами. Автор клеймит продажную знать с ее пустым тщеславием и политическим авантюризмом, тех, кто стал виновником национальной трагедии.

Центральные герои романа — совсем еще юный участник битвы Габриэль, от лица которого ведется повествование, старые моряки дон Алонсо и храбрый Марсиаль, как бы олицетворяющий всю историю испанского флота. Именно эти простые люди являются в повести носителями лучших качеств своего народа, огромной любви к родине, бесстрашия, готовности прийти на помощь товарищу. В произведении отчетливо прозвучала ненависть писателя к войне и его вера в то, что народы могут жить вечно в мире.

Действие романов «Двор Карла IV» (1873) и «Сарагоса» (1874) происходит в годы борьбы Испании за независимость против войск Наполеона. События романа «Двор Карла IV» развертываются в 1807 г., когда выявилось разложение правящей верхушки испанского государства. Роман «Сарагоса» запечатлел одну из героических страниц борьбы испанского народа против захватчиков — осаду города Сарагосы французскими войсками в 1808—1809 гг. Оба произведения написаны от лица юноши из бедной семьи, Габриэля Арасели, которому довелось быть свидетелем и участником этих исторических событий. История осады города Хероны дана в форме рассказа молодого солдата, героя романа «Херона» (1874), для которого это событие было связано с драматической историей его любви. Повествование в романе «Кадис» (1874) тоже ведется от лица Габриэля Арасели, изображена жизнь города — непокоренного Кадиса в дни, когда почти вся Испания была оккупирована французами. Различные этапы борьбы против французских захватчиков нашли отражение в романах «19 марта и 2 мая» (1873), «Байлен» (1873), «Наполеон в Чамартино» (1874).

Роман «Хуан Мартин эль Эмпесинадо» (1874) посвящен партизанской войне испанского народа против войск Бонапарта в 1811—1812 гг. Повествование ведется от лица Габриэля Арасели, вступившего в партизанский отряд Хуана Мартина Диаса, прозванного Эмпесинадо (Упорный). Острота сюжета, обилие приключений характерны для романа «Сражение при Арапилях» (1875), где центральным событием является битва между английскими и испанскими войсками и армией Бонапарта в июле 1812 г. Любовь Габриэля и скромной девушки Инес, оказавшейся незаконнорожденной дочерью графини Амаранты, их встречи и разлуки составляют сюжетную канву «Национальных эпизодов». В последнем романе серии «Сражение при Арапилях» наступает наконец благополучная развязка этой многострадальной любовной истории.

Рассказывая о войне за независимость, писатель-реалист Бенито Перес Гальдос стремится показать прежде всего подвиг народа, подчеркнуть единство нации, поднявшейся на борьбу с врагом.

Интерес Гальдоса к истории сочетался с пристальным вниманием к губительным явлениям современной жизни. Единым сюжетом связаны повести «Торквемада на костре» (1889), «Торквемада и святой Петр» (1895). В них говорится о ростовщике Франсиско Торквемаде, который губил надежды и разрушал счастье своих жертв с жестокостью, сравнимой лишь с изуверствами его однофамильца — доминиканского монаха XV в. Томаса Торквемады, отправившего немало безвинных людей на костер инквизиции.

«Дон Франсиско, — представляет своего героя писатель, — казначей того ада, где на медленном огне погибают обобранные до нитки должники, лица с большими потребностями, но малыми возможностями». Это чиновники со скудным жалованием; военные, «несущие бремя семьи с тещей в придачу»; мужья, потакающие женам, которые помешаны на развлечениях; заплаканные вдовушки, беспутные вертопрахи, лжецы и мошенники.

Бенито Перес Гальдос рассказывает историю постепенного возвышения мелкого ростовщика Торквемады, который сумел использовать добрых и дурных людей, чтобы сколотить капиталец, стать крупным финансистом, сенатором и купить титул маркиза. Но как бы ни изменился внешне Торквемада, он не переставал быть скрягой, мошенником и душегубом.

Различные аспекты взгляда на современность запечатлел писатель в целом ряде романов. Особенно выразительна картина испанского общества в романе «Донья Перфекта» (1876). В провинцию к богатой помещице донье Перфекте приезжает по приглашению ее племянник, инженер Пепе Рей. Он надеется обрести здесь желанный покой, добросердечие, простоту патриархальных нравов. Молодой человек влюбляется в Росарио, дочь доньи Перфекты, властной хозяйки, охранительницы невежества и предрассудков, и хочет вырвать девушку из мрачной среды. Замысел Пепе Рея наталкивается на жестокое сопротивление самодурки, которая способна совершить преступление, чтобы предотвратить крушение привычного жизненного уклада.

Впечатляюще воссоздана атмосфера жизни Испании начала 80-х гг. прошлого века в романе «Милый Мансо» (1882), хотя в основе его сюжета всего лишь личные судьбы как будто бы ничем не примечательных людей из «средних слоев» общества. Повествование ведется от лица школьного учителя Максимо Мансо. Человек большой культуры, он тщетно пытается противопоставить духовные ценности стяжательству, карьеризму, пустому политиканству, характерным для его времени.

Перу Переса Гальдоса принадлежит еще ряд нравоописательных произведений, созданных в конце века. «Тристана» (1882) — история женщины с изломанной судьбой, не нашедшей счастья ни в любви, ни в запоздалом замужестве. Герой романа «Назарин» (1895) — нищий священник, странствуя по дорогам Ла Манчи, проповедует любовь к природе и к ближним, чем у одних вызывает к себе презрение как к фанатику, безумцу, шарлатану, а в глазах других обретает ореол великомученика и святого. Теме деятельного добра посвящен роман «Милосердие» (1897). Его героиня, женщина из народа, взвалила на свои плечи нелегкую заботу о хозяйской семье, разорившихся дворянах — беспомощной донье Паке и ее избалованных непутевых детях.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 686