Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Артур Конан Дойл: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Артур Конан Дойл (1859—1930) родился в семье художника, который служил конторским клерком. Дойл был шотландцем по месту рождения в Эдинбурге, ирландцем по национальности и англичанином по принадлежности к литературе. Он учился в Эдинбургском университете, стал врачом, но призванием его было сочинительство. В. Скотт, Майн Рид захватили его и без того пылкое воображение.

Первые литературные опыты Артура Конан Дойла прошли незамеченными. В 1887 г. публикация многократно отвергавшегося издателями «Этюда в багровых тонах» положила начало серии повестей и рассказов, где дуэт сыщика Шерлока Холмса и отставного офицера доктора Уотсона прочно войдет в творческую жизнь писателя, отвлекая его внимание, как он признается сам, «от более важных вещей» вплоть до 1927 г. Сам автор было попытался убить своего героя в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893), но возмущение читателей проявилось столь яростно, что через десять лет Конан Дойлу пришлось его воскресить. Серия рассказов о Холмсе составила пять сборников: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917) и «Архив Шерлока Холмса» (1927). К ним примыкают кроме «Этюда в багровых тонах» еще три повести: «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей» (1902) и «Долина ужаса» (1915). Притягательность образа Шерлока Холмса порождена тем, что в нем передано умение поразительной наблюдательности и логического умозаключения, позволяющее сорвать покровы таинственности, которыми прикрыта истина. «Мир полон таких очевидностей, но их никто не замечает», — утверждает Холмс, ибо ничтожная мелочь дает ему ключ, чтобы распутать любое хитросплетение криминального замысла и уличить преступника, когда, казалось бы, все надежды на его поимку утрачены.

Холмс — мастер исследования материальных следов преступления и тонкий психолог, пытающийся научно обосновать свой научный поиск. При этом он выступает как поэт расследования, чувствующий драматизм событий, чуждый прямолинейности доктора Уотсона, пленника банальностей и скуки в тупиках неразрешимой проблемы. Образ Уотсона ярче высвечивает творческий порыв Холмса, артистизм, который контрастирует с привычной размеренностью будничного, подчас самодовольного существования. Не бесстрастный детектив, сухой аналитик, а человек добрый и благожелательный, защитник тех, кто терпит бедствие или несет тяжесть несправедливого обвинения, не радетель частной собственности, а поборник справедливости — таков Шерлок Холмс. Этот отшельник с Бейкер-стрит часто покидает свой уют, окутанный табачным дымом, чтобы погрузиться в каменные дебри Лондона и его окрестностей, где разыгрываются человеческие драмы и творит произвол криминальный эгоизм.

Долг врача иногда отрывал Артура Конан Дойла от писательского стола. Противник насилия и кровопролития, он оказывался тогда там, где было нужно его искусство врача, — на фронтах колониальных действий в Африке, первой мировой войны. Отвлекался писатель и на другие темы, которые для себя считал более важными, — историю, фантастику, спорт...

Творческое наследие Артура Конан Дойла разнообразно. В первом романе «Торговый дом Гердлстон» (1890) Дойл следовал традиции Диккенса. Ассоциативная связь ощутима сразу с двумя романами — «Домби и сын» и «Повесть о двух городах», с юмором, эксцентризмом персонажей, наконец, с сатирической идейной направленностью. Конан Дойл рисует портреты торговцев — ханжу и клятвопреступника Гердлстона-отца, умеющего любому втереть очки своими разглагольствованиями, и его сына Эзру, ловкача, дерзкими делами способного смутить каждого. Их беспринципность не знает границ. Сын готов жениться на богачке, чтобы приданым поправить положение прогорающей фирмы, и надувает самых отпетых негодяев в афере с алмазами в Африке, не уступая в жестокости злодеям Райдера Хаггарда.

Истории Артур Конан Дойл посвятил несколько романов. Это дилогия об участнике наполеоновских войн, неунывающем забияке и неугомонном весельчаке, находчивом бахвале «Подвиги бригадира Жерара» и «Приключения бригадира Жерара» (1895—1896) — романы в новеллах, действие которых происходит то в Лондоне, то в Минске, то при Ватерлоо и других местах. Бригадир Жерар не жалеет красок, чтобы восславить свое умопомрачительное геройство и отвагу, может быть, более правдоподобное, чем фантазия барона Мюнхгаузена.

Роман «Белый отряд» (1891) переносит в XIV в., в годы временного перемирия в жестокой Столетней войне между Англией и Францией. Герой романа юный Аллейн Эдриксон, не знавший в жизни ничего, кроме тиши монастыря, отправляется в качестве оруженосца рыцаря Найджела Лоринга из Англии во Францию, где разбойничают «белые отряды» иностранных наемников, влекомые надеждой разбогатеть грабежами. Повзросление героя происходит в ситуациях морских боев с пиратами, рыцарских турниров, защиты охваченного пожаром осажденного замка и в других необычайных обстоятельствах. Перу писателя принадлежит ряд других произведений на эту тему.

«Родни Стоун» (1896) принадлежал к любимым самим автором романам. И навеян он приключениями «боксерского ринга» в начале столетия. Историзм повествованию придают воспоминания о наполеоновских войнах, упоминания имен генерала Буонапарта и героя Трафальгарской битвы адмирала Нельсона, появление прекрасной леди Гамильтон, драматурга Ричарда Шеридана, автора «Школы злословия», принца Уэльского и боксерских знаменитостей того времени. На самых захватывающих страницах романа происходят схватки и пиршественные возлияния спортсменов, высоких покровителей и «болельщиков» — почитателей бокса.

Научная фантастика — область, в которой Артур Конан Дойл сделал немало. «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна», многочисленные рассказы... Но это уже в XX в. А в преддверии к нему — повесть «Открытие Рафлза Хоу» (1891), основанная на гипотезе искусственного получения золота. Писатель заинтересовался этой темой под влиянием новых открытий в области химии, хотя способа создания золота, какой изобрел Рафлз Хоу, не существовало. Авторский же интерес глубже сенсационности такого открытия, его волнует губительность власти золота над душами людей.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1266