Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Анатоль Франс: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Его первые литературные опыты выразились в заметках для библиографических каталогов, статьях в справочниках и энциклопедиях, в рецензиях, в стихах и очерках. Ранние повести «Иокаста» и «Тощий кот» (1879), восторженно встреченные Флобером, отразили его увлеченность естественными науками и впечатлениями юности.

Своеобразным чудаком, энтузиастом науки предстает герой повести «Преступление Сильвестра Бонара» (1881), на закате своей жизни убеждающийся в бесполезности своего уединенного творчества среди запыленных старых книг. Разыскивая редкое издание «Золотой легенды», он становится жертвой махинаций ловкого антиквара и переживает ряд злоключений, за что ему грозит тюремное заключение. Забавная интрига несла в своей основе элегическую грусть о тщете иллюзий тихого счастья в стороне от шума современности.

Изящной стилизацией под житие является повесть «Таис» (1889). Легенда об искушении и падении монаха Пафнутия, ценой гибели собственной души извлекшего из бездны греха египетскую куртизанку Таис, дала писателю возможность противопоставить духовной нищете догматизма и аскетизма созидательную мощь жизнелюбия: «Истинна только земная жизнь и любовь земных существ». Авторская ирония выражена в парадоксе: Таис любовь превращает в святую, а Пафнутия самоотречение — в грешника.

В книге афоризмов «Сад Эпикура» (1894) Анатоль Франс приходит к философскому сомнению через разочарование в собственническом эгоизме. В саду античного грека Эпикура, учившего философии наслаждения, пытается спастись человек от «жестокостей жизни». Продолжая традицию Монтескье, Вольтера, Дидро, Анатоль Франс говорит о жизни: «Вот где наш сад, который надо усердно перекапывать», — и уточняет не без иронического сомнения: «Не будем ждать чуда. Ограничимся задачей внести свою еле заметную долю в подготовку того лучшего или худшего будущего, которого мы не увидим». Среди афоризмов встречается и определение художественной манеры Франса, традиции, идущей от Рабле: «Комическое быстро становится скорбным, если оно человечно».

С «Садом Эпикура» созвучны «Харчевня королевы Гусиные Лапы» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893). Герой обоих произведений — вольнодумец XVIII в., добрый аббат Куаньяр уверен в суетности человеческих стремлений: «Все мы игралище ветров». За чарку вина и сытный кусок учит он мудрости жизни простака Жака Турнеброша, отпрыска владельцев харчевни. Авантюрная интрига «Харчевни королевы „Гусиные Лапы“» заставляет вспомнить Вольтера. Она связана с любовными разочарованиями Турнеброша и фантастическими затеями алхимика д’Астерака и обнажает химеры самой действительности, ее безобразие.

В «Суждениях господина Жерома Куаньяра» — произведении без четких сюжетных линий значительно расширена мишень, в которую бьет ирония Анатоля Франса: война, колониальная политика, правосудие, наука, мораль, антинародность государства, убивающего нищетой людей труда и наталкивающего их на мысль о восстании — единственном шансе покончить с нищетой и встать у власти.

В XX в. Анатоль Франс продолжает вольтеровскую традицию созданием утопического романа «На белом камне» (1905), построенного на противопоставлении неверия и веры в будущее. Сон, в который погружается один из археологов на античных развалинах, переносит читателя в социалистическую федерацию европейских народов 2270 г. Анатоль Франс делает попытку угадать типичные черты будущего — дух коллективизма, уничтожение частной собственности, плановое хозяйство, всеобщий труд и изобилие, высокий уровень техники и науки, уничтожение войн.

Панорама буржуазной демократии во Франции на рубеже XIX — XX вв. развернута Франсом в цикле романов с общим героем Бержере. Это «Под городскими вязами», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже», объединенные под заглавием «Современная история» (1897—1901).

Ученый-латинист Бержере действует мало, зато запальчиво рассуждает, ядовито комментирует то, что видит или слышит. По мере того как перед ним раскрывается несостоятельность собственнического миропорядка, он все более ожесточается против варварства цивилизации и устремляется в мечтах к будущему.

В повествовании значительное место отведено интригам вокруг вакантного епископского кресла и спорам двух претендентов на «аметистовый перстень» — честного аббата Лантэня и карьериста Гитреля, чье вероломство активизирует волю профессора Бержере, подобно тому, как скандальное «дело Дрейфуса» вывело самого Франса на поприще политической борьбы во имя справедливости.

Оказавшись в Париже, Бержере раскрывается как воинствующий противник социальной несправедливости. Он находит себе единомышленника в лице рабочего-социалиста Рупара и переходит к практическому действию, чтобы защитить свои убеждения: «Над созданием будущего надо работать так, как ковровщики работают над шпалерами, — не глядя». Этот новый поворот отношения писателя к действительности проявился с большой силой в рассказе «Кренкебиль» (1901). Анекдотическая история мелкого уличного торговца Жерома Кренкебиля, вступившего в препирательство со всемогущим законом в лице полицейского, обретает трагический смысл попранного человеческого достоинства. Этот небольшой рассказ — вершина новеллистического мастерства Анатоля Франса, автора многих сборников рассказов, которые он писал на протяжении всей своей жизни, — о полузабытой старине или вечно живом искрометном духе Ренессанса, сомнениях или поисках истины — «Валтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1899—1900), «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» (1904) и др.

Героиня новеллы «Шевалье» — молодая актриса Фелиси, чью жизнь омрачает самоубийство одного из поклонников. Сюжет, навеянный мемуарами известной французской актрисы XVIII в. мадемуазель Клерон, был впоследствии переработан Франсом в роман «Театральная история» (1902) с добавлением публицистического материала. Историю любви Фелиси автор перемежает с многочисленными рассуждениями по социальным и философским проблемам. В уста доктора Трюбле автор вкладывает саморазоблачение сословной морали, смысл которой сводится к императиву охранять «то, что мы имеем: землю, дом, обстановку, женщину и собственную жизнь».

Новеллистическому жанру сродни четыре книги воспоминаний Франса о своем детстве, полных теплого юмора и остроумных суждений, — «Книга моего друга» (1885), «Пьер Нозьер» (1889), «Маленький Пьер» (1918), «Жизнь в цвету» (1922).

В начале XX в. Анатоль Франс создал свои шедевры — «Остров пингвинов» (1908), пророческое и остроумное иносказательное переложение самых известных страниц истории Франции; исторический роман о французской революции 1789 г. «Боги жаждут» (1912); фантастико-сатирический роман «Восстание ангелов» (1913).

Революция 1905 г. в России была воспринята Франсом как предвестие нового мира. За год до того «Юманите» начала печатать его утопический роман «На белом камне». В последний период жизни Анатоль Франс — соратник Барбюса в группе «Кларте», борец против военной интервенции в Советской России. В 1921 г. он удостаивается Нобелевской премии.

Завещанием человечеству прозвучали его слова в день восьмидесятилетия: «...Мы должны обеспечить мир — мир прежде всего...»

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (16.09.2019)
Просмотров: 33 | Теги: творчество Франса, Франс