Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Анализ произведения "Разбойники" Шиллера

  • Статья
  • Еще по теме

Определение жанра пьесы «Разбойники» Шиллера вызывает некоторую сложность: иногда пьесу называют драмой, иногда трагедией, и оба наименования имеют веские основания. Трагедией пьесу делают трагический исход сюжета, столкновение непримиримых сущностей, таких как любовь и ненависть, дружба и злоба, и неразрешимость конфликта. Самым существенным в понимании природы трагического конфликта является тот факт, что вследствие его неразрешимости одна из сторон обречена на гибель. Классической трагедией в этом отношении стала трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» (первое издание 1597), в ней сталкиваются любовь молодых людей и непримиримая вражда семей. Влюблённые не могут остаться в живых, поскольку, если они обманом уцелеют, их любовь соединится с миром зла и перестанет существовать, — поэтому они погибают. Однако в «Разбойниках» сюжет основан на изображении быта и психологии обычных людей, в которых, если не считать характера Карла Моора, нет ничего героического. Эта особенность делает «Разбойников» драмой из современной жизни.

В основе конфликта пьесы лежит один из характерных для группы писателей «Бури и натиска» сюжетов — столкновение героев-братьев, испытывающих друг к другу ненависть. Сюжетная интрига проста: Франц Моор клевещет отцу на своего брата Карла, чернит его, стремясь завладеть богатым наследством и подчинить себе возлюбленную Карла — Эмилию. Францу во многом удаётся его ужасный замысел, но в итоге и его отец, и Эмилия, и сам Франц погибают, а Карл, вынужденный стать разбойником, добровольно сдаётся властям.

В чём особенность пьесы «Разбойники»? Казалось бы, неистовые страсти, галерея смертоубийств и современная Шиллеру спокойная бюргерская Германия мало совместимы. Шиллер вынужден даже прибегать к использованию литературных приёмов разных эпох: так, например, благородство разбойника Карла Моора напоминает Робин Гуда, героя английских средневековых баллад, а Франц Моор играет роль классического злодея, воплощающего пагубную страсть и лишённого личностного психологизма. Однако мысль Шиллера простирается далеко, совмещая традиционное изображение порока и типа современного человека. В предисловии, говоря о Франце Мооре, он объясняет, что в этом типе рассматривает сущность порока: порок в личности Франца «разрушает всякое сознание виновности, заставляет её отшучиваться от строгого голоса религии». Шиллер также ставит вопрос о гармонии разума и чувства в человеке: «...кто изощрил свой разум насчёт сердца — тому не свято всё, что ни есть самого святого, тому ничто и Божество, и человечество: ни тот, ни другой мир не существуют для него. <...> Думаю, что мой очерк верен действительности».

Братья Моор у Шиллера отражают своими характерами и судьбой самые острые проблемы, волнующие мыслителей XVIII века: какую роль в жизни современного человека играют общество и природа? Именно этот вопрос стоит на пересечении дискуссий о просвещении, прогрессе и естественной жизни («руссоизме»), о разуме и чувстве, о классицизме и сентиментализме. Точно определил героев Шиллера и проблемы, поднятые им, учёный-литературовед А.И. Кирпичников: «Карл Моор — воплощение чувствительности, впечатлительности XVIII века, его смелой веры в свои силы; Франц Моор тоже представитель своей эпохи, но именно той её стороны, которая была наиболее ненавистна поэту. <...> Карл Моор отщепенец общества, Франц — природы».

Бунтарский дух «Разбойников» оказал сильное воздействие на литературу раннего романтизма, независимый характер Карла Моора оказался близок романтикам начала XIX века, особенно героям Байрона, ранней поэзии Пушкина, очень созвучен «лермонтовскому человеку» — обобщённому герою творчества Лермонтова. Пьеса находит отголоски в русской литературе и спустя довольно продолжительное время: так, главный герой комедии Островского «Лес» (1870), актёр-трагик Несчастливцев, потрясённый несправедливостью людей, восклицает словами Карла Моора, узнавшего из письма брата о решении отца отказаться от него и лишить наследства: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слёзы — вода! Ваши сердца — твёрдый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах...»

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5262