Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"120 дней Содома" (де Сад): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«120 дней Содома» («Les cent vingt journees de Sodome») — роман Донасьена-Альфонса-Франсуа де Сада. Написан в 1785 г. в стенах Бастилии (это лишь одно из мест заключения де Сада, проведшего в тюрьмах и домах умалишенных значительную часть своей жизни). При перемещении Сада из Бастилии в приют Шарантон в 1789 г. рукопись романа была утеряна. Оплаканная самим автором, она была обнаружена лишь в конце XIX в. Первое издание, изобилующее неточностями, вышло в свет в 1904 г., первое критическое издание, под редакцией Мориса Эне, — в 1931—1935 гг.

Сад не успел завершить роман «120 дней Содома». Окончательно отделана лишь первая из четырех частей, остальные изложены схематично — нумерация дней, краткие описания событий, сюжеты рассказов и, изредка, — рекомендации, обращенные к некому будущему соавтору и продолжателю: «Потом они умерщвляют ее в ужасных мучениях, которые вы опишете подробно».

Основная черта поэтики романа — предельная упорядоченность и симметрия властных отношений, противостоящая спонтанности желания. В нем действуют четыре либертена, безмерно богатых и влиятельных откупщика, которые, намереваясь провести четыре месяца в самом утонченном разврате, уединяются в отрезанном от всего мира замке Силлинг вместе со своими жертвами: женами (каждая из них, будучи женой одного из либертенов, другому приходится дочерью), восемью юными девушками и восемью юношами, четырьмя безобразными старухами и четырьмя «мужиками». Особую группу действующих лиц составляют четыре «рассказчицы» — пожилые и опытные сводни. Их предназначение — возбуждать либертенов, описывая со всей подробностью виденные ими случаи разнообразных сексуальных пристрастий и удовольствий. Каждый день либертенов подчинен строжайшему, почти церемониальному распорядку. Регламентированы организация времени, одежда персонажей (или ее отсутствие), их размещение в многочисленных помещениях замка, принятие пищи и испражнение, количество и сюжеты выслушиваемых рассказов и, разумеется, телесные удовольствия. В каждой из четырех частей романа рассказчицы посвящают свои монологи различным видам страстей. Сто пятьдесят «простых страстей» описываются в первой части, сто пятьдесят «двойных», то есть требующих участия нескольких партнеров, — во второй, сто пятьдесят «преступных» — в третьей, и столько же «смертельных» — в последней части. Действия, которые либертены совершают с жертвами, строго соответствуют сюжетам рассказов. В четвертой части, по мере того, как рассказчица описывает «смертельные страсти», жертв поочередно жестоко умерщвляют. В финале романа появляется ряд педантично составленных таблиц, в которых подсчитываются убитые и оставшиеся в живых действующие лица.

Стремление к упорядочиванию желания, к навязчивой симметрии как всего сюжета, так и отдельных эпизодов свойственно всему творчеству Сада. Но именно в этом произведении оно достигает предела. Вся манера садовского письма временами заставляет воспринимать «120 дней Содома» как «роман-каталог». Неудивительно, что одна из версий «адвокатуры Сада», популярная в начале XX века, базировалась не на литературно-эстетических, а на историко-научных основаниях. В маркизе видели своего рода Линнея патопсихологии, предшественника Ломброзо и Краффт-Эбинга, систематизатора человеческих перверсий.

Еще одна особенность поэтики де Сада — постоянное чередование рассказов о наслаждениях с обширными «теоретическими» монологами героев иногда банально, иногда остроумно обсуждающих «философские» мотивы и принципы своих действий. В романе таких разговоров сравнительно немного, меньше, чем, к примеру, в различных версиях «Жюстины» или, тем более, в «Философии в будуаре», где этот прием становится основным. Однако и здесь рассуждения четырех героев образуют связную линию «философствования», безусловно восходящую к мыслительному контексту французского Просвещения. Тема критики предрассудков, условности моральных установлений, тема «природы», ответственной за все человеческие желания, вплоть до самых экстравагантных, роднят Сада с энциклопедистами XVIII в. Это родство послужило поводом для еще одного способа «оправдывания» Сада: в нем видели смелого и до конца последовательного мыслителя-имморалиста, создателя своего рода «негативной теологии», демонстрирующего предельные практические выводы, следующие из атеизма Просвещения.

Обширные монологи героев не только образуют дискурсивный ряд, параллельный ряду действия, ни и обнаруживают еще одну важную особенность тестов Сада: их полную открытость, «освещенность», отсутствие каких бы то ни было тайн, символов, вторых и третьих планов. Все, что имеет место, демонстрируется, рационализируется и называется своим именем. Это отличает поэтику Сада от сложившейся позже поэтики эротического или порнографического текста, всегда построенного на тайне, закрытости, постепенном обнажении, стимулирующем фантазию читателя. Сад, будучи в этом смысле «антиромантиком», не оправдал ожидание романтической и послеромантической литературной критики XIX и начала XX в., так же как не опрашивает ожиданий современного читателя, настроенного на «эротизм». Поэтому одна из граней литературной репутации Сада — образ «примитивного и скучного писателя» и «никудышного порнографа».

Для французской философии и литературной критики второй половины XX в., с ее интересом к проблематике власти и насилия, взаимосвязи власти и дискурсивных практик, тексты Сада приобрели особенное значение (конечно, не последнюю роль в этом сыграл и структурализм, как общая методологическая ориентация целого ряда интеллектуальных движений в послевоенной Франции). Саду посвящают статьи и эссе Клоссовски, Бланшо, Батай, Камю. Мишель Фуко называет тексты Сада своими «фетишами». Ролан Барт парадоксально сопоставляет Сада с Ш. Фурье, проектирующим сложную организацию общества будущего, и Игнатием Лойолой, подчиняющим внутреннюю жизнь человека системе духовных упражнений.

Художественным воплощением этих интерпретаций Сада стал фильм Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Садовский сюжет разыгрывается в декорациях марионеточной республики Сало, созданной фашистами в северной Италии в послание годы Второй мировой войны.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 10670