Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Байрон Дж.

"Паломничество Чайльда Гарольда" (Байрон): описание и анализ поэмы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Паломничество Чайльда Гарольда» — поэма Джорджа Гордона Байрона. Первые две песни поэмы писались во время путешествия, предпринятого молодым Байроном в 1809—1811 гг. (Португалия, Испания, Мальта, Греция, Албания, Константинополь); опубликованы были в марте 1812 г., принеся автору мгновенную славу: именно по этому поводу было впервые использовано выражение, ставшее впоследствии крылатым — «проснулся знаменитым».

Чайльд Гарольд, несомненно, похож на своего создателя. Баловень фортуны, человек, которому все дано, не терпящий ни в чем нужды или притеснений, он тем не менее чувствует себя обделенным, горько обманутым жизнью. Гарольд отправляется в паломничество, но странен этот пилигрим. Паломничество, по определению, — странствие, освященное высшим смыслом, направленное к цели-святыне. Странствия же Гарольда не имеют ни смысла, ни цели, ибо для него заведомо ясно, что святынь в этом мире нет. Единственное, к чему можно стремиться, это к тому, чтобы массой впечатлений, их пестрым мельтешением заполнить пустоту, ужасное внутреннее зияние. В сущности, он, скорее, беглец, чем паломник, в чем сам и признается: «Бегу от самого себя, ищу забвенья». Но и в этом смысле предприятие Гарольда заведомо безнадежно, ибо не может забыть себя человек, который слеп и глух ко всему, кроме себя, всецело на себе сосредоточен и собою поглощен. Перед ним развертывается разнообразие стран («горячих точек» тогдашней Европы: пытающаяся противостоять Бонапарту Испания, восставшие против турок Греция и Албания), лиц, событий, обычаев, но он их не замечает, встречая в пространстве, как в зеркале только собственную тоскующую физиономию. Образцовый романтический герой Гарольд мучается «мировой скорбью», но причина скорби столько же в мире, сколько в самом мученике: мир пуст, поскольку выеден кислотой эгоцентризма.

Поэма Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда» стремительно стала «бестселлером», ее герой — предметом бесконечных подражаний в литературе и в жизни достаточно вспомнить пушкинскую характеристику Онегина: «Москвич в Гарольдовом плаще». Ф.Р. Шатобриан, впрочем, упрекал Байрона в том, что тот «списал» у него героя. Хотя это и преувеличение, отрицать родственную близость Гарольда и Рене невозможно. Необыкновенно широкий отклик на байроновскую поэму говорил о том, что молодой поэт сумел воплотить в образе умонастроение, смутно витавшее в воздухе эпохи и многими с готовностью опознанное как «свое». Сам Байрон последовательно и решительно открещивался от попыток отождествить его с Чайльд Гарольдом: «Я ни за что на свете не хотел бы походить на своего героя».

К поэме он, однако, вернулся после небольшого перерыва. Третья песня писалась в Швейцарии, где Байрон жил в 1816 г. после вынужденного отъезда из Англии, четвертая — в Италии в 1818. И в той, и в другой герой, давший поэме имя, разве только упоминается. Он, как и прежде, «пустым круженьем занят», но Байрону, кажется, уже не интересен. Зато авторский, лирический голос в поздних песнях как никогда активен, интонационно богат: в нем звучат сарказм и патетика, ирония и доверительная исповедальность. Впечатляют интеллектуальная насыщенность поэтического комментария и широта тематического спектра: Наполеон и Ватерлоо, поэтические красоты Италии, слава Рима, размах и буйство природных стихий. Поэма во многом остается риторичной, но ее отличают и уверенная сила, раскованность выражения, характеризующая зрелое творчество Байрона.

По мотивам поэмы Гектор Берлиоз написал программную симфонию «Гарольд в Италии» (1834 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4210