Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Образ человека в художественной литературе

  • Статья
  • Еще по теме

Образ человека в художественной литературе – эстетическое явление. Образ обладает символическим значением (например: Плюшкин – символ скупости; Онегин – символ лишнего человека). Образ представляет авторскую идею. «Человек, изображенный в литературе, не абстракция (какой может быть человек, изучаемый статистикой, социологией, экономикой, биологией), а конкретное единство» (Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. С. 5).

Отличие романтического образа от реалистического заключается в отношении между литературой и действительностью. Литература реализма устанавливает причинно-следственные связи между явлениями действительности. Литература, как наука (социология, психология), начинает изучать поступки, обусловленные характером героя, социальным происхождением и общественным статусом, мировоззрением. В литературе романтизма эти отношения устанавливаются иначе. Человек в литературе романтизма противостоит постигаемой им действительности и отрицает ее. Он выдвигает идею Абсолюта, которая определяет его поступки (так, поступки Печорина объясняет его фаталистическое мировоззрение; поступки Мцыри диктуются свободной волей). Герой-романтик всегда бросает вызов действительности.

Еще Аристотель говорил: «Хочешь узнать все человечество – познай самого себя». Художественный образ в его внешней ипостаси помогает читателю проникнуть во внутренний мир, сознание самого читателя, его окружающих. Образ выполняет познавательную функцию.

Образы художественного произведения бывают главные и второстепенные (эпизодические); собирательные, типические; образы автора, повествователя, героя; нейтральные, лирические, сатирические, комические.

Те образы в художественном произведении надо считать главными, которые связаны с идеей произведения. Образы особой плотности, заключающие в себе идеи, приобретают в литературе значение символа. Основные образы произведения создаются максимальным количеством средств изображения (например, Екатерина Великая в «Капитанской дочке» является с точки зрения сюжета эпизодическим лицом, однако Пушкин делает ее облик максимально живым, так как она играет важную изобразительную роль – противостоит Пугачеву, вершит судьбу главных героев, олицетворяет пушкинское выражение державной власти).

Средства изображения человека, создающие его целостный образ: портрет, интерьер, жесты, речевая манера, поступки, переживания, изображение относящихся к нему событий, внутренний монолог, оценка автора и других персонажей.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5145