Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Что такое метафора в литературе

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Метафора (от гр. metaphora – букв. перенесение) - один из видов тропов; слово или понятие, употребленное в переносном значении по сходству или контрасту свойств предметов, явлений.

Например: «Тихо льется с кленов листьев медь...» (С. Есенин) - здесь подразумевается сходство по цвету осенних листьев с металлом.

Метафора - это скрытое сравнение, при котором слова «как», «будто», «словно» опущены, но подразумеваются.

Метафорический образ может быть развернутым, тогда смысл его определяется в контексте всего произведения или отдельного эпизода, фрагмента. Например, в стихотворении А. Пушкина «Бесы» метафорически изображается вьюга.

Метафора - один из самых сильных приемов выразительности, близкий к олицетворению, аллегории, овеществлению.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Что же такое метафора в литературе? Буквально с греческого metaphora означает "перенесение". Древние видели природу и человека в безусловном и органичном единстве. Каждое явление природы они обожествляли, отождествляли с человекоподобным божеством, т.е. наделяли свойствами человека, это и было первичным метафорическим действием, которое, с легкой руки Овидия, получило наименование "метаморфоза" — превращение.

С тех пор художественное сознание человека неутомимо превращает одно в другое, восстанавливая, между прочим, хотя бы в воображении утраченное единство мира. Метафора — скоропись духа, тоскующего о гармонни и единстве. Ее иногда называют сокращенным сравнением. Но есть между ними и принципиальная разница. Сравнение однонаправленно и имеет своей конечной целью объяснить сложное через простое: глаза Катюши Масловой как мокрая черная смородина в "Воскресении" Л. Толстого или "Среди других играющих детей она напоминала лягушонка" в "Некрасивой девочке" Н. Заболоцкого. Формула сравнения всегда двучленна: А как В. Метафора же самовластно уравнивает то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается; поэтому образное сопоставление идет в обе стороны. Формула метафоры фактически одночленна: А есть В, поэтому первый член, как правило, опускается, но его легко восстановить по контексту.

Метафоры необычайно разнообразны; их можно квалифицировать по разным основаниям: 1) по степени эстетического воздействия — языковые и художественные; 2) по характеру атрибута сравнения — олицетворяющие (олицетворение), овеществляющие, абстрагирующие (символ) и конкретизирующие (аллегория); 3) по структуре — лексические и развернутые.

Метафоры, окостеневшие в языке, со временем редуцируются, стираются, утрачивают свежесть, «забывают» о своей первичной внутренней форме: свет горит, дождь идет, время (жизнь) тенет (бежит, торопится, спешит), падать в глазах, идти в гору, ущемленное самолюбие, разрываться между чем-то или кем-то. В разговорной или литературной речи мы нуждаемся прежде всего в адекватной информации и поэтому подобные выражения воспринимаем, не отвлекаясь на актуализацию заложенных в них изначально образных кодов: как, в самом деле, по-другому сказать о наличии света или дождя? Процесс девальвации внутренней формы языковых метафор протекает медленно, незаметно и напоминает утрату живых предметных ассоциаций в названиях денежных единиц: кому придет в голову отыскивать изображение копья на современной российской копейке или пробовать на зуб современный польский злотый?

Однако нередко стертые языковые метафоры реанимируются, оживляются, попав в активное поле художественного контекста. Для этого необходимо тем или иным способом активизировать наше заторможенное внимание, например, слегка изменив привычную формулу: дождь весело шлепал по лужам...; промчалась жизнь, а я и не заметил, промчалась, как ночная электричка...; или случай со стихотворением Владимира Маяковского «Прозаседавшиеся», где реализуется банальная языковая метафора «не могу же я разорваться». Эффектный случай реализации языковой метафоры представляет стихотворение О. Мандельштама «Образ твой, мучительный и зыбкий...» (1912). Реализуется примелькавшаяся языковая метафора «грудная клетка», из которой вместе с сердцем вылетело Божье имя.
Окружающий нас мир можно условно разделить на три составные части: человек, объективные конкретные явления и неосязаемые, чувственно невоспринимаемые абстракции. Все они, хотя и не в одинаковой степени, входят в предмет искусства, в центре которого, как мы уже знаем, находится человек, остальные же многообразные явления живой и неживой природы, составляющие среду его обитания, а также созданные им абстрактные понятия располагаются на периферии. Бесконечно со-противопоставляя, комбинируя их между собой, искусство выработало несколько типовых способов метафорического преображения.

Одушевляя неодушевленное, наделяя человеческими свойствами те или иные явления живой и неживой природы, художественная литература производит весьма популярную операцию олицетворения: море смеялось, плакучая ива, веселым треском трещит затопленная печь, гильотины веселый нож ищет шею Антуанетты, облако в штанах, из памяти изгрызли годы, и паутины тонкий волос лежит на праздной борозде... За любым явлением природы или абстрактным явлением при олицетворении проступает человек: смеющийся, плачущий, веселый, бездумно жестокий, безукоризненно нежный, голодный или стареющий... Прямо об этом не говорится, но перенос значения самопроизвольно осуществляется благодаря продуманному соединению слов, принадлежащих к разным смысловым рядам.

Вид метафоры, прямо противоположный олицетворению, называется овеществлением. При овеществлении характеристика живого существа или какой-либо его части основывается на свойствах и атрибутах вещного, чаще всего природного мира. Овеществляющая метафора возвращает человека в лоно его естественной среды обитания, наделяет его идеальными природными признаками или, наоборот, разоблачает его отход от натуры: железная воля, стальной характер, как закалялась сталь, серый дым из безумных глаз, гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей...

Также к овеществляющим метафорам приходится отнести такие случаи, когда одно явление природного мира передается за счет другого: в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Вряд ли стоит при этом прикидывать, какой предмет из двух приравниваемых ближе к человеку: костер или рябина.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6553