Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Тендряков В.Ф.

Анализ повести Тендрякова "Весенние перевертыши"

  • Статья
  • Еще по теме

Главный герой повести «Весенние перевертыши» — тринадцатилетний школьник, живущий в маленьком, но быстро растущем индустриальном городке, — внезапно и очень болезненно обнаруживает, что его представления о том, что хорошо и что плохо, терпят серьезное испытание. Еще недавно он полагал, что хорошо — это учиться на пятерки, слушаться старших, каждое утро делать зарядку. Сделав несколько открытий, Дюшка ощущает, что все прежние меры его мальчишеского отсчета начинают колебаться.

Впервые он открывает чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нем людей и природы... В то же время, причем почти в одночасье, он становится свидетелем ничем не объяснимой и не оправданной жестокости своих сверстников и, увидев ее впервые, ощущает острейшее чувство смятения.

Столкнувшись с одноклассником Санькой Ерахой, живущим по иным моральным законам, чем Дюшка и его семья,— увидев Саньку, убивающего ради забавы лягушек и мучающего кошек, Дюшка не только испытывает гадливость, но и ненависть и оказывает Саньке сопротивление, чем ставит себя под угрозу самому стать объектом его жестоких и омерзительных «забав». Когда он становится свидетелем жестокой и отталкивающей расправы хулиганов с лягушками, Дюшка ощущает, что с ним «что-то случилось», и чувствует вокруг себя пустоту. Сначала ему кажется, что не на кого опереться, не за что ухватиться. Земля начинает колебаться под ногами подростка. Мир раскалывается для Дюшки надвое: он испытывает поднимающее его прекрасное чувство к Риме и ненависть к своим сверстникам, получающим удовольствие в садистских забавах. Красота добра и отвратительное лицо зла... Зыбкость всего вокруг. Так на глазах мальчика мир начинает играть в «перевертыши»...

Защитив от жестокого и не по годам циничного Саньки маленького и, как кажется поначалу, беспомощного и слабого паренька Миньку, Дюшка ощущает желание плакать, «но не от страха перед Санькой», а «от непонятного».

Структура повести подсказывает читающему смысл ее названия и тот философский подтекст, который составляет главное в авторском замысле. Противопоставляя прекрасное чувство, впервые открывшееся Дюшке в те же дни в романтической любви к школьнице Риме Братеневой, тому, тоже впервые родившемуся в нем ужасу перед бессмысленным злом, существующем в привычном и как будто уже освоенном мире, Тендряков с большой эмоциональной силой подчеркивает сложность жизни. В представлениях мальчика все на время перепутывается, обнаруживая две разные стороны, два облика. Тендряков замечает, что мальчишка не мог знать, что вместе с желанием братства приходит чувство одиночества, а с любовью - ненависть. Даже взрослые часто не догадываются об этом.

На время умственный горизонт подростка затуманивается, но довольно скоро приходит если не полная ясность, то ощущение нового открытия: постигнутая в ее полноте (в единстве противоположного, противоборствующих сил зла и добра) жизнь требует активного вмешательства, а не прекраснодушного наблюдения. Контрастно рисует автор переживание подростком сделанных им открытий. Жизнь хороша. Но страшно внезапно обнаружить, что одновременно где-то совсем рядом живет омерзительное вонючее болото противоестественного влечения к злу.

 «Весенние перевертыши» - произведение глубоко принципиальное и, в отличие от подавляющего большинства произведений западных авторов, философски четкое. Тендряков без нажима и какой-либо нагрузки и обертонов подчеркивает родившуюся в подростке активность в борьбе с тем злом, которое он открывает в мире. Вместе с ненавистью в Дюшке рождается решимость не стоять в стороне, а бороться против того, что ненавистно.

Мотив перевертышей проходит через всю повесть. Он звучит не только в рассуждениях подростка, но и в описании реакций взрослых на происходящее. Им определяется место в повести родителей Дюшки — его матери, всеми уважаемого хирурга, спасающего много жизней, но лишенной возможности уделить нужное внимание домашним; его отца — энтузиаста-строителя, зачастую забывающего о своем долге перед женой и единственным сыном. Где здесь граница добра и зла? — в подтексте вопрошает автор.

Мотив перевертышей звучит особенно остро в наиболее драматических финальных эпизодах повести — суда над Дюшкой, представшим перед всей школой в ложном свете нападающей стороны, в смертельной опасности, нависшей над маленьким Минькой, навлекшим на себя ненависть хулигана Саньки. Повесть воспринимается не только как постановка, но и как художественное решение поставленной автором этической проблемы. В. Тендряков акцентирует мотив зыбкости границ между злом и добром. Даже в последних строчках повести звучит тот же лейтмотив: «Прекрасный мир окружал Дюшку. Прекрасный и коварный, любящий играть в перевертыши». Вместе с тем, поставив вопрос, в одном ли мире живут Дюшка и Санька, автор дает на него недвусмысленный ответ: мир прекрасен только тогда, когда в нем не мирятся со злом, живущим в таких людях, как Санька.

Повесть пронизана гуманностью, и эта гуманность диаметрально противоположна той, которую мы встречаем во многих произведениях западной литературы: красота мира, к которой тянулся Дюшка, которой служили его родители, которая помогала слабому маленькому Миньке, чуть не погибнув от ножа разнузданного и безжалостного хулигана, возмужать и стать героем, может быть достигнута только в борьбе со злом.

Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979

Понравился материал?
45
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Тендряков В.Ф. | Добавил: katerina510 (23.05.2015)
Просмотров: 14924 | Теги: Весенние перевертыши