Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Солженицын А.И.

"Матренин двор": анализ рассказа (4 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959 году, но напечатан в журнале «Новый мир» в январском номере за 1963 год. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника» было изменено по настоянию редакции журнала. Точно так же Твардовский до этого заменил первоначальное название рассказа «Щ-854. Один день одного зэка» на «Один день Ивана Денисовича». Эти два рассказа, «Один день Ивана Денисовича» (напечатан в «Новом мире» в 1962 году) и «Матрёнин двор» (1963), принесли Солженицыну мировую известность.

В чём причина такого огромного, мгновенного успеха? Без сомнения, эти рассказы поражали своей новизной, прямотой и смелостью взгляда, подчёркнутой неидеологичностью. Автор вывел на страницы литературы того, кого советская цензура никогда раньше не допускала, — героя, характеристика которому была дана не с идеологических и социальных позиций, а прежде всего — с общечеловеческих. Другая сторона успеха, без которой Солженицын не мог быть признан как большой писатель, — художественность этих двух произведений. Образы, сюжет, жизненно верные детали, речь героев и зрелый художественный язык повествования родились у Солженицына из его лагерного опыта и жизни на поселении. Сам автор признавался, что задумывал эти рассказы задолго до создания, очень хорошо знал жизнь, которую описывал, и поэтому его задачей было не додумывать, а как скульптору — отсекать лишнее.

В основу сюжета рассказа «Матрёнин двор» легли впечатления писателя, полученные во время его жизни в селе Мильцево Владимирской области, где он преподавал математику в сельской школе. Интересно, что Солженицын не придумывает название селения в рассказе — Торфопродукт, а берёт его из жизни, так действительно называлось почтовое отделение посёлка, в котором жил писатель. Это как раз тот случай, когда реальность настолько красноречива, что не требуется прибегать к воображению. Называние посёлка, где живут люди, где должны сохраняться обычаи и культура, нечеловеческим, мертвым словом «торфопродукт», похожим скорее на название склада, отчётливо выражает авторскую позицию — произошла чудовищная деградация жизни на селе, русская культура опустошена, старина уничтожена. Отсюда и возникает основной конфликт в произведении: воцарившемуся в жизни «торфопродукту» Солженицын противопоставляет «праведницу», совершенно неразвитую, неумную, но необыкновенно человечную — старую крестьянку Матрёну Васильевну, живущую по мудрым законам народной жизни подвижничества и добра. Обобщая конфликтную ситуацию, можно выделить два противопоставленных «пространства» рассказа, житейское и нравственное — «Торфопродукт» и «Матрёнин двор». Твардовский был во многом прав, настояв на замене слишком назидательного, «прямого» названия Солженицына — «Не стоит село без праведника».

Конечно, называя рассказ так, Солженицын хотел выразить свою заветную мысль о роли, которую может и должен играть человек для окружающих. Матрёна Васильевна, будучи, казалось бы, самым незаметным и, как считают все жители села, самым незначительным человеком, которого всегда легко использовать, на деле воплощает в себе ту нравственную силу, которая скрепляет село. И смысл пословицы, выбранной Солженицыным («Не стоит село без праведника»), состоит в том, что основой человеческой жизни является праведность души, и до тех пор мы будем живы, пока есть среди нас человек, эту праведность в себе имеющий.

Нигде, ни в одном рассуждении Солженицын не превозносит свою героиню, ведь она — простая женщина, а настоящий художник должен показывать её, не навязывая читателю свой взгляд, такой, какой она предстаёт в этой жизни. Матрёна Васильевна всегда готова помочь, ничего не ожидая взамен, она откликается на просьбы соседей и родственников вовсе не потому, что не может отказать, — любая просьба немедленно вызывает в ней чувство своей ответственности.

Да и погибает Матрёна Васильевна при нелепых обстоятельствах. Мы, может быть, скажем, что она была суетливой, блаженной старухой. С житейской точки зрения мы, может быть, будем правы. Матрёна Васильевна уже стара и не смогла рассчитать свои силы, но она хотела, чтобы всё было хорошо и правильно, чтобы не пропало имущество, а ответственна за всё в этом мире — только она. Такой нравственный урок получил в селе Мильцево Солженицын, и он оказался полезен ему на всю жизнь — ведь писатель возлагал на себя ответственность за то, чтобы нести людям правду, и следовал в этом лучшим традициям русской литературы. Так, Гоголь восклицает в «Мёртвых душах»: «Кто, как не автор, должен сказать святое слово правды?»

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4755