Двучастные рассказы Солженицына: краткое содержание и анализ
Вернувшись на родину, Солженицын написал восемь "двучастных" рассказов: "Эго", "На краях", "Молодняк", "Настенька", "Абрикосовое варенье", "Все равно", "На изломах", "Желябугские выселки" (1995-1999). Их сюжеты построены на противопоставлении двух частей. "Абрикосовое варенье"Первая часть рассказа "Абрикосовое варенье" представляет собой письмо знаменитому писателю (в нем без труда угадывается А.Н. Толстой), написанное сыном раскулаченных родителей, медленно погибающим в трудлагере от истощения. В нем он рассказывает о страшных испытаниях, пережитых им за недолгую жизнь, и перед нами во всех подробностях воспроизводится механизм классового расизма, загубивший миллионы жертв. К писателю он обращается с единственной просьбой выслать ему продуктовую посылку. Но писатель, разлакомившийся советский барин, присягающий на верность Сталину даже за чайным столом, увидел в этом письме лишь роскошь живого народного слова, "первозданный язык" и "речевую находку". Ни отвечать, ни помогать этому отчаявшемуся человеку он не собирается. Символом достатка и стабильности в этом рассказе становится абрикосовое варенье. Когда-то абрикосовое дерево украшало крестьянский двор. При раскулачивании его спилили. Теперь варенье из абрикосов является атрибутом щедрого чайного застолья в доме вписавшегося в эпоху писателя. "Эго"В рассказе "Эго" повествуется о сельском интеллигенте Павле Васильевиче Эктове. Деятельная любовь к народу привела его в годы Гражданской войны в ряды крестьянского повстанческого движения. Он становится начальником штаба знаменитого атамана Антонова и проявляет в этой неравной борьбе с государством подлинное мужество. В рядах повстанцев он справедливо видит лучшие силы крестьянства. Но, попав в плен к чекистам, Эктов не смог выдержать шантажа. Взамен на жизнь и спокойствие жены и дочери Эктов соглашается сдать антоновский штаб. Судя по той запредельной жестокости, с которой расправляются красноармейцы с антоновцами, ждать выполнения обещаний от чекистов не приходится. Можно быть уверенным, что теперь они покончат и с Эктовым, и с его семьей. "На краях"Первая часть рассказа "На краях" посвящена тем же событиям. Только его герой, будущий маршал Жуков, воюет как раз против повстанцев, проявляя по отношению к ним чудовищную жестокость. Как полководца он взрастил себя на борьбе с собственным народом. За его воинской доблестью, блеском побед и горечью опалы Солженицын видит спрятанную, но неизменно проявляющуюся черту – готовность к соглашательству. Смысл названия рассказа понимается в нескольких планах: "на краях" – это и два края жизни Жукова, изображенных в рассказе – юность и немощная старость; это и его судьба на грани вечных перепадов от славы к опале, это и края выбора, который человек делает в жизни постоянно. Старый Жуков и в предсмертных мемуарах не смог не пойти на компромисс, написав пару предложений о стойком политруке Брежневе и подкорректировав образы некоторых командиров. "Настенька"Рассказ "Настенька" повествует о судьбе двух девушек с одним именем. Одна из них, внучка репрессированного священника, с первых шагов самостоятельной жизни грубо унижена комсомольскими вожаками, видящими в ней лишь эротический объект. Со временем эта Настя станет "подчалистой девкой", в ней проснется склонность к плотским утехам, которая помогала ей находить покровителей. При помощи своей доступности и красоты она вскоре окажется в Москве в роли сожительницы начинающего партийного выдвиженца Задорожного. Другая Настенька, милая филологическая барышня из благополучной интеллигентской семьи, не захотела общаться с сокурсником Шуриком "без черемухи", сохранила свою чистоту. Ее ждут другие испытания: в трескотне идеологических штампов ей, воспитанной на классической литературе, трудно разобраться. И потому она старательно учится у знаменитых критиков рапповского толка, как трактовать и классику, и современную литературу. Рассказ этот интересен и с чисто исторической точки зрения. Пожалуй, только в специальной литературе мы теперь найдем сведения, из чего состоял школьный курс русской словесности в 1920-е годы. И все-таки даже на прокрустовом ложе дозволенных текстов и их однобоких интерпретаций Анастасия Дмитриевна умеет сделать глазенки учеников "сияющими, вдохновленными". М. Голубков справедливо считает ряд двучастных рассказов продолжением "самой важной темы творчества Солженицына … эта тема связана с исследованием границы компромисса, которую должен знать человек, желающий не потерять себя". "Желябугские выселки"Необычную для Солженицына военную тему он поднимает в рассказе "Желябугские выселки". В первой части повествователь подробно рассказывает о работе своей звукобатареи в боях на Курской дуге. Встреченная в выселках прелестная девушка – "живоглазка" с редким именем Искитея надолго запомнилась автору. С великолепным мастерством Солженицын описывает какофонию войны, сугубо специфические детали военного быта. Возвращение в те же места через 52 года полно горечи. Вымирающая деревня, забытые властью и детьми старики, полное отсутствие соцобеспечения. Одну из старух он узнал по имени Искитея. Дряхлая, беспомощная, она кажется гораздо старше автора, хотя моложе его на пять лет. И если во время войны боролись за жизнь, то теперь не без вмешательства автора борются за то, чтоб "хлебушка" привозили в деревню "хоть раз в три дни". Источник: Русская литература XX - начала XXI века в 2 т. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. - М.: "Академия", 2009 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 27333
| |