Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Платонов А.П.

Идеологические и нравственно-философские основы творчества Платонова

  • Статья
  • Еще по теме

А. Платонов был сторонником революции, возлагал на нее особые надежды. Его кумиром был философ Н. Ф. Федоров (1828—1903), допускавший регулирование законов природы, веривший в возможность достижения реального бессмертия, провозглашавший необходимость воскрешения предков, считавший выполнение подобных задач общим делом. А. Платонов воспринял философские взгляды Н. Федорова как проявление наивысшей гуманности, на которую способно человечество. Писатель полагал, что если освобожденная революцией наука разумно перестроит природу, будет побеждена смерть, то причины для людских междоусобиц, вражды, зависти, вероломства сами собой отпадут и наступит тот самый золотой век, о котором люди мечтали во все времена.

Проблема жизни и смерти тревожит и героев А. Платонова. В начале романа «Чевенгур» говорится о том, как добровольно уходит из жизни рыбак Митрий Иваныч, который при жизни расспрашивал многих о смерти и тосковал от своего любопытства. В конце концов, как пишет автор, «рыбак не вытерпел и бросился с лодки в озеро <...> Втайне он вообще не верил в смерть, главное он хотел посмотреть — что там есть».

Многие герои А. Платонова жертвуют своим личным счастьем во имя бессмертия человечества и гармонии коллективной жизни. Таковы, например, учительница Мария Нарышкина («Песчаная учительница»), ученица железнодорожного училища Ольга («На заре туманной юности»), молодой экономист Назар Чагатаев («Джан») и др.

Драма писателя и его персонажей была обусловлена противоречием между их революционными взглядами и действительностью. А. Платонов предлагал свой вариант движения к достижению гуманистического идеала и в неблагоприятных условиях, веря в каждого человека, душа которого сложна и непознаваема до конца.

В финале романа «Котлован» персонажи горюют по поводу смерти общей любимицы — девочки Насти. И, страдая, они продолжают копать котлован, надеясь этим «общим делом» приблизить духовное освобождение человечества. А. Платонов старался быть как можно ближе к той действительности, которую наблюдал и воплощал на страницах своих книг. В 1928 году, после поездки в Центрально-Черноземную область, появился очерк «Це-Че-О», написанный А. Платоновым в соавторстве с Б. Пильняком. «Бедняцкая хроника» «Впрок» была создана им в 1931 году в результате многократного пребывания писателя в деревнях, охваченных колхозным строительством. В 1933 году А. Платонов оказывается в составе писательской бригады, отправившейся в Туркмению.

Коренные изменения в жизни народа А. Платонов постигал, знакомясь и с современными ему произведениями советской литературы. Мастеру необходимо было понять, как представляют участников революционного движения его собратья по перу, о чем свидетельствует его статья «Павел Корчагин» (1937), в которой писатель назвал Н. Островского «самым нежным, мужественным и верным сыном рабочего народа».

Многие наблюдения, занесенные в записные книжки, не стали впоследствии отдельными произведениями, однако свидетельствуют о том, что их автор тревожился, не будет ли загублена человеческая душа научными и социальными экспериментами.

Повесть «Сокровенный человек» оказалась знаковой для всего творчества А. Платонова. Название повести стало обобщающим для определения характера основных персонажей писателя. А. Платонов возвеличил человека сокровенного, имеющего собственный взгляд на мир, поступающего сообразно своему личному мнению о происходящем. Повесть посвящена описанию жизни железнодорожного рабочего Фомы Пухова в годы Гражданской войны и после нее. По характеру этот персонаж продолжает традиционную для русской литературы XIX века тему «маленького человека». Но, развивая традицию, А. Платонов вносит в духовный мир Фомы Пухова черты своеобразные, новаторские. Писатель воспел думающего героя, воспринимающего мир самостоятельно и чувствующего свою ответственность за то, чтобы все в жизни основывалось на гуманных законах.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4855