Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Биография и творчество Пастернака Бориса Леонидовича

  • Статья
  • Еще по теме

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960), крупнейший русский поэт и прозаик XX века, родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его родители — знаменитый художник, график и живописец, иллюстратор классики Леонид Пастернак и известная пианистка Розалия Кауфман. В семье еще были младший брат Александр и две сестры — Лидия и Жозефина.

Вся жизнь поэта оказалась связана с Москвой: в казенной квартире Училища живописи, ваяния и зодчества прошли его детские годы, здесь в 1908 году он окончил классическую гимназию, а в 1913 — философское отделение Московского университета, здесь же, в 1909 году, он начинает писать стихи.

Приход Бориса Пастернака к поэзии и случаен, и закономерен. Вся атмосфера дома располагала к искусству, с визитами бывали известнейшие люди эпохи, главным образом художники, преподаватели и студенты училища. Так что первым «китом», на котором базируется художественное сознание Пастернака, несомненно, является живопись.

Однако с юных лет с ней небезуспешно конкурировала музыка: он учился у композиторов Р. Глиэра и А. Скрябина, слушал домашнее концертирование Рахманинова, собирался стать композитором и даже написал несколько оригинальных сочинений. Разрыв с музыкой, произошедший из-за высочайших требований к самому себе, не только не исключил музыку из общей картины мира, свойственной молодому человеку, но перестроил эту картину по музыкальным, мелодическим принципам.

Но всегда, пока ещё не осознававшаяся им как призвание, рядом находилась литература: в доме бывал Л. Толстой, романы которого иллюстрировал отец, позже состоялось знакомство с Маяковским. Особым обаянием в глазах юноши был наделен австрийский поэт Р. М. Рильке, с которым судьба еще сведет его в будущем.

На характер Бориса Пастернака повлиял и несчастный случай, сделавший его хромым (упал с лошади, и нога плохо срослась). Усилием воли он учился преодолевать дефект, а также компенсировал случившееся доверием, приятием и растворением в окружающей жизни.

В 1912 году летом Пастернак на деньги матери уезжает в Германию, где учится летний семестр в Марбургском университете при кафедре знаменитого философа Германа Когена. Несмотря на определенные успехи в учебе, прерывает курс и уезжает в Италию. Это явилось результатом несчастной любви, которой посвящен ранний шедевр - стихотворение «Марбург».

По возвращении в Москву Пастернак печатает первые стихи в составе группы «Лирика». Уже видно, что предыдущий опыт искусства (живописи и музыки), а также философии стал органической составляющей оригинальной художественной системы. Настоящим поэтическим дебютом становится самостоятельный сборник 1914 года — «Близнец в тучах». Последующие три года становятся определяющими для молодого автора: он участвует в футуристическом объединении «Центрифуга», тесно общается с Маяковским, проводит литературные вечера и формирует собственное эстетическое кредо. В эти же годы к нему приходит серьезная любовь — к Елене Виноград, ставшей адресатом главной книги, увидевшей свет в 1922 году,— «Сестра моя — жизнь». Сборник принес поэту широчайшую популярность и до сих пор считается лучшим у раннего Пастернака. «Сила, которая дала книгу», как писал автор, это не только любовь, но и революция: летом 1917 года создавалось большинство стихов.

Восхищение «великолепной хирургией» русской революции продолжается в течение целого десятилетия, когда пишутся поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь» и «Спекторский». Поэт пребывает в состоянии энтузиазма, ощущает себя «со всеми заодно и заодно с правопорядком», чему способствует и первый брак с художницей Б. Лурье, и рождение сына Евгения (ставшего впоследствии специалистом по биографии и творчеству отца). В этот же период выходят наиболее значительные прозаические произведения «довоенного» Пастернака: «Детство Люверс» (1922) и «Охранная грамота» (1931). Пик славы пришелся на рубеж десятилетий, однако в начале 30-х годов все меняется. Он становится свидетелем реальных последствий сталинской коллективизации, выразившихся в невиданном голоде, в результате чего впадает в сильнейшую депрессию. Все пережитое за эти годы, включая разрыв с первой женой и новый брак — с 3. Н. Нейгауз, а также путешествие на Кавказ, поездка в Париж на Антифашистский конгресс и встреча там с М. Цветаевой, с которой его связывал страстный эпистолярный роман 1926 года, — все эти события косвенно отразились в стихах данного десятилетия, и особенно в сборнике «Второе рождение», который переиздавался неоднократно. Тогда же он продолжает активно заниматься переводческой деятельностью и высочайших успехов достигает в переводах Шекспира, где творческим кредо становится верность духу, а не букве первоисточника.

Трагические события военных лет, когда поэт находился в эвакуации, а также был свидетелем боевых действий в качестве фронтового корреспондента, частично оздоровили мировосприятие, внушив надежду на либерализацию общественной жизни, на возможную «победу разнообразья». На волне надежды зимой 1945/46 года Пастернак начинает работу над главным делом жизни — романом в прозе «Доктор Живаго». Роман создавался в течение более чем 10 лет и был связан с самым счастливым и одновременно самым катастрофичным временем в судьбе. Работа «взахлеб» сопровождалась взлетом в личной жизни: к нему пришла последняя и, по-видимому, самая сильная любовь. Ольга Ивинская стала прототипом Лары и, как героиня романа, приняла на себя все возможные в данный период удары (была арестована и 4 года провела в лагере только за близость к Пастернаку). Политическая атмосфера вновь сгущалась, и, став следствием происходящего, поэта настигают инфаркты. Но пребывание на грани жизни и смерти вызывает новый поток поэтических шедевров, и последнее десятилетие было едва ли не кульминационным: закончен роман, написаны стихи «Тетради Юрия Живаго», опубликованы великолепные переводы, в том числе «Фауст» Гете и «Мария Стюарт» Шиллера. Наивысший уровень достигнут в так называемом «евангельском цикле», где, не считаясь с цензурными ограничениями, дыша полной грудью воздухом любви и свободы, он отдается созданию образа Иисуса Христа и изображению библейской сюжетики, озаряя ее, как говорил сам, «светом повседневности ».

В последние годы он работал над новым циклом — «Когда разгуляется», который и составил новую книгу под тем же названием. Однако «разгулялся» на вновь обретенной свободе не один гениальный поэт. Окружавшая его чернь тоже набирала силу.

Не рассчитывая на публикацию «Доктора Живаго» на родине, автор передает его итальянскому издателю, и в течение короткого срока — в 1957—1958 гг. роман выходит сразу на двадцати трех языках мира, становясь бестселлером и привлекая к России симпатии многочисленных читателей. Дома подобные события интерпретируются как «предательство»: передача художественного текста за пределы родины была почти приравнена к шпионажу. Инспирированные секретными службами, по стране прокатываются митинги, на которых «простые люди», «романа не читавшие, но точно знающие», что автор — враг и шпион, требуют его высылки из страны. Подобными публикациями полны в те дни все газеты. В таких обстоятельствах присужденная Пастернаку именно в этот момент Нобелевская премия по литературе становится прямой угрозой если не жизни, то пребыванию на родной земле. Происходящее со всей очевидностью отображено в стихах «Нобелевская премия», где звучат пронзительная тоска и ранее не свойственное художнику отчаяние. История заканчивается отказом поэта от премии, что было, несомненно, связано с политическим давлением, и ранней смертью в мае 1960 года — от рака легких, причиной которого, возможно, стала травля...

Проститься с «членом литфонда», русским гением Борисом Пастернаком пришла литературная молодежь. Над могилой на Переделкинском кладбище читали стихи, в том числе о том, как

«Ко мне на суд, как баржи караванов,

Столетья поплывут из темноты...»

Написанное действительно сбылось: роман опубликован в России в 1988 году, автор его — признанный литературный гений, а преследователи забыты...

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1708