Анализ романа "Доктор Живаго" (конспект лекции)
1. Авторский замысел и творческая история 2. Содержание и особенности романа 3. Образ главного героя 4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес" 5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературе 1. Авторский замысел и творческая историяРоман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" (1946—1955) представляет собой разработку новой художественной стратегии в русской литературе, связанной с возрождением традиций философского романа и литературы "серебряного века". Замысел автора в романе "Доктор Живаго" заключается в следующем: ✓ показать историю развития страны и ее исторический образ за 45 лет, прошедшие с момента Октябрьской революции; ✓ выразить через тяжелый, печальный и подробно разработанный сюжет романа свои собственные взгляды: • на искусство; • Евангелие; • жизнь человека в рамках исторической эпохи; ✓ использовать традиции Диккенса и Достоевского. Одной из особенностей романа "Доктор Живаго" является соотнесение исторического сюжета с биографическим. Однако, несмотря на широко представленную панораму российской действительности в первой трети XX в., произведение раскрывает не столько исторические вопросы и проблемы, сколько личные отношения и ценностные ориентиры, которые в гораздо большей степени влияют на человеческие судьбы. Творческая история романа: ✓ первоначально был назван автором "Мальчики и девочки"; ✓ был отвергнут издателями и вышел в свет с тридцатилетним опозданием; ✓ получил неоднозначный отклик у читателей-современников и у коллег-писателей (восторженная оценка Э. Герштейна и уничижительная — В. Набокова). 2. Содержание и особенности романаСодержание и проблематика романа "Доктор Живаго": ✓ рассказывает о жизни одного поколения, которое прошло через ряд исторических и политических событий и сформировало определенную жизненную стратегию и мировоззрение; ✓ роман строится следующим образом: • вначале развивается тема подросткового мировосприятия и связанного с ним максимализма через описание детства героев; • затем поднимается тема искусственного подхода к жизни, создания ее по определенным шаблонам, основанным на высших благородных целях; • через освещение различных политических и исторических событий (Первой мировой войны, трех революций, гражданской войны) передается развитие "мальчиков и девочек" в "советских людей"; ✓ поднимается проблема экспериментирования судьбами людей, с жизнью во имя благородных целей и идеалов, и это ассоциируется у автора с играми, через которые трактуются и понимаются все исторические события, произошедшие в первой половине XX в. в России. Художественное своеобразие романа "Доктор Живаго" составляют образы, символы и мотивы, раскрывающие авторский замысел: ✓ мотив "игры в людей", исследование которой автором можно охарактеризовать так: • "игра в людей" провоцирует обесценивание личного мнения, пренебрежение человеческой неповторимостью и уникальностью во имя прямолинейно понимаемого равенства и единства; • проекты такой игры оказываются противопоставлены, враждебны не только духовной жизни, но и всему человеческому существованию; ✓ образ природы, выступающий в качестве поэтического символа, своеобразие которого заключается в следующем: • экспрессия пейзажей; • жизненность природы, очень схожая с человеческим существованием; • наделение природы свойствами чуда, волшебства, но не в фантастическом, а в метафорическом смысле; • осуществление функции восполнения человеческой души тем смыслом, которого она лишается в суматохе и хаосе эпохи; • красота и несокрушимость как моральное оправдание жизни. Вопросы, которые поднимаются и рассматриваются в романе: ✓ демистифицируется значимость социальной истории и характерных для нее надличностных масштабов и критериев; ✓ высоким эпическим смыслом наделяется обыденное существование человека с его мелкими повседневными делами; ✓ "игре в людей" — искусственному элементу - противостоит простая человеческая жизнь, выступающая как естественное органическое начало; ✓ проблемы, волнующие автора: • возможно ли переделывание мира даже на основе самых идеальных и благонамеренных проектов; • можно ли допускать насилие над естественным ходом жизни с целью "улучшить" ее; • имеет ли смысл рассматривать текущий, настоящий момент жизни не в его непосредственном значении, а как соотнесенный со "светлым будущим" и выступающий предпосылкой этого будущего; ✓ исторические события в России в первой трети XX столетия освещаются в романе как стихийные бедствия, имеющие громадные по своей тяжести последствия; ✓ поднимается вопрос о том, как человек может выстоять в хаосе этой реальности и сохранить свою душу от катастрофы; в этом, по Пастернаку, и суть истории. 3. Образ главного героя романа "Доктор Живаго"Многими критиками отмечается параллелизм образа главного героя романа — Юрия Живаго — с Иисусом Христом, выражающийся в следующем: ✓ схожесть в первую очередь не образов, а всей истории жизни главного героя с библейской историей Иисуса Христа и с сюжетом Нового завета; ✓ размытость, а не буквальность связи этих образов; ✓ хронологическая маркировка сюжета — соотнесение всех событий не со светским, а с православным календарем; ✓ обилие элементов церковно-славянской лексики, книжно-архаических и литературно-книжных речей и форм; ✓ ориентация на традиции священных книг в поэтике образа и сюжета судьбы главного героя, в частности изначальная заданность судьбы; ✓ парадоксальность параллелизма Юрия Живаго с Иисусом, так как "божественность" героя романа не отделена от земного, а скорее, воплощена в нем. 4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес"Связь романа "Доктор Живаго" с романом Л. Леонова "Русский лес" (1950—1953) ярко обнаруживается: ✓ полемика с одним и тем же противником — официальной идеологией революционного экстремизма; ✓ общая основа отвержения революционной идеологии, которая заключается в неприятии насилия; ✓ перекличка между мотивами и образами: • образы "мальчиков и девочек", которые оказались заражены романтикой революционного разрушения старого и создания нового мира; • пары антагонистов в романах (Живаго — Стрельников, Вихров — Грацианский), расходящиеся в понимании вечных законов жизни; • нравственная эпидемия, принесенная революционным экстремизмом; • противопоставление революционным доктринам с их насилием над человеком и жизнью понятия "чуда жизни", который оба автора понимают как незыблемую основу существования человека и всей его иерархии духовных ценностей; • воплощение понятия "чуда жизни" в образах и картинах природы. Разногласия Пастернака и Леонова как авторов: ✓ у Леонова — природность всех понятий, в том числе народа и нации, их основанность на законе природы; ✓ у Пастернака — со-природность героя с другими людьми, он не исчерпывает себя устроенностью в природе; ✓ у Леонова понятия народа и нации выполняют роль абсолюта, соединяющего отдельных представителей в единое целое; ✓ у Пастернака эту роль выполняет природное начало, причем оно может объединять не только представителей одного народа, но и все человечество, и если это начало не перерастает у людей в личностное, то такой социум теряет свое единство. 5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературеРоман "Доктор Живаго" тесно связан со многими произведениями русской литературы как XX, так и XIX вв.: ✓ с романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита", что выражено в первую очередь в использовании библейских мотивов; ✓ с традициями экспрессионистской прозы 1920-х и постсимволическим романом 1910-х гг.; ✓ с давней традицией христианской эстетики и художественно-религиозной литературы, которая развивалась в русской литературе следующим образом: • корни ее лежат в евангельских сказаниях и житиях святых; • в дальнейшем была выражена в светской литературе в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; • наиболее ярко в качестве художественной системы проступила в творчестве писателей конца XIX в. (Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского), и XX в. (А. Ремизова, Б. Зайцева, И. Шмелева); ✓ несоответствие типичным признакам и элементам реалистического романа XIX-XX вв., что проявляется в следующих особенностях романа "Доктор Живаго" Пастернака: • пренебрежение разработкой причинно-следственных мотивировок в движении сюжета; • антипсихологизм в изображении характеров героев; • отказ от манеры объективированного повествования; • создание своего собственного реализма в литературе, главным художественным принципом которого является восприятие свойственного современной эпохи хаотического состояния как неоспоримой данности, которую нельзя отрицать, но и не стоит апологизировать, а необходимо в художественном ее выражении сохранять ощущение живого контакта этого хаоса с человеком, и для этого автор обращается к поиску архетипов, в которых стремится увидеть нечто общее для всего человечества. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8759
| |