Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Русская литература 80-90 годов 20 века: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Начавшаяся в Советском Союзе перестройка оказала существенное влияние не только на общественно-политическую жизнь общества, но и на литературу. Первыми попытками «перестройки» в литературе становятся публикация романов А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», А. Бека «Новое назначение». Затем настал черед возвращенной литературы: печатаются произведения Платонова, Пастернака, Замятина, Гроссмана, эмигрантов всех поколений. Возвращенная литература была неоднородна по своим эстетическим достоинствам, но, ставшая символом противостояния тоталитарному режиму, тепло воспринималась и читателями, и критикой. Свидетельством наступления гласности в жизни общества и в литературной жизни становится публикация произведений Солженицына.

Исследователи современной литературы считают, что русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов представлена тремя течениями: неоклассическая, условно-метафорическая и «другая проза».

Неоклассическая, или традиционная проза ориентируется на русскую реалистическую литературу, центральными ее проблемами становятся социальные и этические. Внутри этого течения развиваются параллельно две стилевые ветви: художественно-публицистическая и философичная. В русле первой создаются произведения, характеризующиеся высоким уровнем публицистичности с главным героем, открыто выражающим положительные идеалы («Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» А. Астафьева). С именем Распутина связано понятие «неопочвенничество». Эстетической платформой неопочвенников становится утверждение: крестьянство явилось почвой, питающей национальную культуру. В повести Распутина «Пожар» создан образ русского крестьянина-правдолюбца с «соборным» типом сознания. С именем Астафьева связывается понятие «жестокий реализм». «Жестокий реализм» ориентируется на изображение ужасов повседневной жизни, негативное в нем доминирует. В «Печальном детективе» автор представляет криминальные эпизоды из практики главного героя, оперуполномоченного милиционера Леонида Сошнина, поражающие воображение читателя своей чудовищной бессмысленностью и свидетельствующие о деградации всего общества. Боль и печаль о человеке и человечестве становится лейтмотивом повести.

Философичная проза отличается усложненной метафоричностью, герой ее представлен в сложных связях с космосом и Вселенной (Ч. Айтматов «Плаха», Б. Васильев «Дом, который построил дед» и другие).

О катастрофичности времени, таящем в себе угрозу самоуничтожения человечества, рассуждает в романе «Плаха» Ч. Айтматов. Символично название романа: плаха - и место казни, и способ восхождения к нравственному совершенству и обретению идеала через страдания и мучения. Незримой нитью сплетает автор судьбы Авдия Каллистратова, Бостона Уркунчиева и семью волков - Акбары и Тапгчайнара. Жизнь человека у Ч. Айтматова вписана в жизнь природы, и трагедия Моюнкумской саванны приведет к гибели всего живого на земле, станет предвестием конца света.

Сентиментальная тенденция в прозе 90-х годов представлена повестью А. Варламова «Здравствуй, князь», романтическая - произведениями И. Митрофанова («Цыганское счастье», «Водолей над Одессой» и др.), а натуральная получила яркое выражение в романе О. Ермакова «Знак зверя».

Условно-метафорическая проза возникает в условиях андеграунда («Альтист Данилов» В. Орлова, «Белка» А. Кима, «Кролики и удавы» Ф. Искандера и другие. Не имея возможности говорить с читателем открыто, писатели создавали в своих произведениях «иные миры», в которые помещали своих героев - людей и «не-людей», и это давало возможность высказать свое отношение к действительности, используя формы сказочной и мифологической условности. В условно-метафорической прозе выделяются два течения: социальное и философское.

Социальное изображает негативные явления действительности («Кролики и удавы» Ф. Искандера, социальные антиутопии В. Войновича «Москва 2042 », В. Аксенова «Остров Крым» и другие).

Философское - обращается к изображению нравственно-философских аспектов современной действительности («Новые Робинзоны» Л. Петрушевской, «Последняя пастораль» А. Адамовича, «Отец-Лес» А. Кима).

«Другая проза» (название этому течению дал Андрей Битов) объединяет авторов, чьи произведения разоблачали «нормативную» трактовку мира и человека в литературе. «Другую прозу» представляют Т. Толстая, Вик. Ерофеев, В. Пьецух, Е. Попов, Т. Набатников, С. Каледин, М. Кураев и другие. Они стремятся освободить читателя от иллюзий официальной идеологии. Произведения М. Кураева «Ночной дозор», «Капитан Дикштейн» - наиболее яркое выражение исторического течения «другой прозы». Главными темами «натурального течения» стали жизнь бомжей, лимитчиков, алкоголиков и прочих асоциальных элементов («Смиренное кладбище» С. Каледина, жизнь в колонии «Одлян, или Воздух свободы» О. Габышева), цинизм обыденной жизни (Л. Петрушевская «Свой круг»), неуставные отношения в армии («Стройбат» С. Каледина).

Проза «иронического авангарда» построена на анекдотических сюжетах и коллизиях, в основе ее предельно сконцентрированный реалистический абсурд. Особенности «иронического авангарда» нашли наиболее полное выражение в повести В. Пьецух «Новая московская философия».

Значительное место в литературе второй половины 80-х - начала 90-х годов занимает постмодернизм. Считается, что у истоков русского постмодернизма стоит Вен. Ерофеев со своей поэмой «Москва - Петушки». В русле этого течения работают А. Битов («Пушкинский дом», Саша Соколов «Школа для дураков»), М. Харитонов («Линии судьбы, или «Сундучок Милошевича»), Д. Галковский («Бесконечный тупик»).

Свойственным только русской литературе явлением исследователи считают соц-арт («соцарт - искусство, работающее с идеями, символами, идеологемами культуры советской эпохи»). Соц-арт конца 80-х - начала 90-х годов представлен рассказами В. Сорокина, повестью 3. Гареева «Парк» и другими произведениями.

В последние годы в литературе появляются произведения, созданные в стиле фэнтэзи (В. Пелевин «Омон РА») и ремейка («Накануне накануне» Е. Попова, «Кавказский пленник» В. Маканина).

К началу XXI века русская литература наработала огромный творческий потенциал, приобрела значительный художественный опыт. Можно предположить, что дальнейшее развитие ее будет эстетически значимым и многовариативным.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
38
Рассказать друзьям:
Просмотров: 28599