Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Особенности развития литературы 1920-х годов

  • Статья
  • Еще по теме

Литературой 1920-х годов принято называть произведения, созданные в период с 1917 до начала 1930-х годов.

Общественно-исторические условия, в которых формировалась литература этого периода, были крайне неблагоприятными: революция 1917 года и гражданская война, расколовшие русское общество, разруха, репрессии большевистского режима, массовая эмиграция интеллигенции - все это отразилось на состоянии духовной атмосферы русской жизни.

Двадцатые годы - это период обостренной идеологической борьбы в литературе, время создания и активной деятельности множества литературных групп, кружков, ассоциаций, объединений. Наиболее известным из них является кружок «Серапионовы братья», возникший в Петрограде в 1921 году. В него входили Лунц, Зощенко, Федин, Каверин, Тихонов и другие. «Серапионовы братья» отстаивали общечеловеческое в искусстве и самоценность творчества.

Литературную группировку «Перевал», оформившуюся в 1924 году, представляли Воронений Пришвин, Малышкин, Огнев, Катаев, Веселый. Эстетические позиции «перевальцев» - признание познавательной функции искусства, позитивное отношение к культурному наследию прошлого, признание ведущей роли интуиции в творческом процессе, идея самоценности человеческой личности, искренность и гуманизм и т.д. В 1930-е годы «Перевал» был подвергнут сокрушительной критике, многие стали жертвами репрессий.

РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей - самая многочисленная и мощная литературная группировка, она оформилась в 1925 году. В состав РАППа входили Фурманов, Серафимович, Фадеев, Либединский, Авербах, Лелевич, Веселый и другие, считающие себя истинно пролетарскими поэтами, а всех остальных - «попутчиками». Рапповцы пропагандировали идею приоритета классового над общечеловеческим, литературу делили на «пролетарскую» (полезную) и «непролетарскую» (вредную), выдвинули лозунг «материалистического» творческого метода, стремились к лидерству и администрированию в области культуры и искусства.

ЛЕФ - Левый Фронт Искусств - группа, возглавляемая Маяковским, была создана в 1922 году. Членами ЛЕФа являлись Пастернак, Осеев, Шкловский, Брик, Кирсанов и другие. Лефовцы стояли на позициях утилитарного, т.е. полезного искусства. Они утверждали, что литература есть «искусство жизнестроения», а художник - мастер, выполняющий заказ своего класса, тяготели к «прикладному» искусству.

Главными литературными направлениями 20-х годов являются «обновленный» реализм, в русле которого развивалось творчество Горького, Шолохова, А. Толстого, Леонова, Федина, генетически восходящий к реализму нормативизм (Либединский, Островский, Гладков и другие) и модернизм (Зяшенин, Пильняк и другие).

Основной темой литературы 20-х годов становится тема революции и гражданской войны. Эта тема отразились в дневниковой прозе («Окаянные дни» Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького, дневники Гиппиус). Дневник - форма, способная передать сиюминутное состояние человеческой души; писательские дневники этих лет передают смятение художников, вызванное зрелищем разъяренной люмпенизированной толпы, готовой сокрушить все, что встает на ее пути, разрушить не только строй, но всю Россию, ее культуру, ее традиции.

Возрождаются знаменитые древнерусские жанры плачей и молений: Ремизов пишет «Слово о гибели Русской земли» (1917), «Заповедное слово русскому народу» (1918), в которых дает свою интерпретацию октябрьским событиям: по русской земле идет Каин, воплощение слепоты, бесовщины и окаянства, слепая жертва истории. Поэты серебряного века (Блок, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Гиппиус) выдвинули проблему интеллигенции и революции. Официальная поэзия (Бедный, Тихонов, Багрицкий, Асеев, Светлов) славословила в адрес Великого Октября. Маяковский, Блок, Есенин вначале восторженно восприняли свершившееся, затем их отношение к революции становится более диалектичным. Изображение революции и гражданской войны становится главной темой прозы этого периода. Традиционная (официально-государственная) точка зрения отражается в произведениях Фурманова («Чапаев»), Серафимовича («Железный поток»), Тренева («Любовь Яровая»). Эти писатели показывают процесс рождения революционной действительности, «железный коллектив» строителей новой жизни, коммунистов-руководителей народных масс, не имеющих слабостей и недостатков. Трагедию гражданской войны показал Фадеев («Разгром»), дав неприукрашенное изображение событий: кровь, грязь, гибель партизанского отряда, зажатого в железное кольцо противника, из которого вырвалась лишь небольшая горстка партизан. «Разлом» жизни на «разломе» истории увидел в революции и гражданской войне Бабель («Конармия»). Трагическое у писателя преобладает над героическим, происходящие в стране события воспринимаются им как экстремальная ситуация, открывающая тайники человеческой души, в которых нет ничего святого, кроме возведенной в абсолют классовой ненависти.

1920-е годы подготовили следующий этап в развитии литературы - литературу 1930—1950-х годов.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Общие темы | Добавил: katerina510 (31.01.2019)
Просмотров: 1498 | Теги: литература 20 века