Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Литература 30-50 годов 20 века: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

В 30-е годы государственное, официальное мировоззрение становится определяющим и проникает во все области жизни. С 1929 года, объявленного Советской властью «годом великого перелома», начинается усиление давления государственных и партийных органов на литературу. Принятое в 1932 году постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало РАПП и прочие литературные объединения и объявило о создании единого Союза советских писателей.

Стремление «втиснуть» литературу в рамки единого эстетического шаблона привело к открытию нового художественного метода - социалистического реализма. Он был объявлен единственно верным, а все то, что не укладывалось в его каноны (модернизм, авангардизм, формализм и прочее), считалось идеологически вредным и лишалось доступа к читателям. Художники, не желавшие принять условия «игры» и осмелившиеся сохранить свой творческий голос, либо уничтожались физически (Бабель, Мандельштам, Пильняк, Клюев, Корнилов), либо обрекались на «творческую смерть» - объявленные «вне литературы», опороченные официальной прессой, они были обречены на многолетнее молчание (Булгаков, Ахматова, Платонов, Пастернак и другие).

Начинается массовая эмиграция писателей и поэтов: из Советской России уезжают Бунин, Куприн, Андреев, Бальмонт, Северянин, Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Аверченко, Алданов, Ходасевич и другие. Лишенные Родины, они продолжают в своем «зарубежном» творчестве традиции классической литературы XIX века и литературы серебряного века.

Великая Отечественная война изменила на какое-то время состояние литературы и соотношение литературных сил. Общая беда объединила разрозненные голоса «советских» и «зарубежных» художников, и они заговорили в унисон, рассказывая в меру своего таланта и «партийной» принадлежности о великом и трагическом противостоянии, в котором проявился истинный дух русского народа. Великая Отечественная война - одна из главных тем русской литературы XX века. Представленная поэзией, прозой и драматургией, она оказала мощнейшее воздействие на развитие современной литературы, во многом определила проблематику, стилевые и жанровые ее особенности.

Считается, что в своем развитии литература о Великой Отечественной войне прошла несколько этапов. Первый период - литература сороковых годов (1941 - 1945), второй период - литература пятидесятых годов (1945 -1955) и, наконец, третий - литература с середины 60-х по 90-е годы.

Литература первого периода (1941 - 1945) - непосредственный отклик на события страшных военных лет. Перед писателями стояли конкретные задачи: поддержать соотечественников, способствовать консолидации основных сил нации, внушить надежду. Сами названия произведений первых лет войны содержат в себе смысловое ядро их содержания: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Хуже зверей» И. Эренбурга, «Что мы защищаем?», «Русский характер» А. Толстого. Литература этого периода отличается удивительной целенаправленностью. Это литература одной темы - темы защиты Родины. Главным предметом изображения становятся герой и его подвиг. О героизме моряков рассказывается в сборнике очерков и рассказов А. Соболева «Морская душа»; о подвигах в тылу врага - в романе А. Фадеева «Молодая гвардия» и в повести Б. Горбатого «Непокоренные», о подвиге всего народа пишут В. Гроссман («Народ бессмертен») и К. Симонов («Дни и ночи»).

Поэтика произведений военной поры определяется особенностями времени и задачами авторов. Необходимость мгновенного реагирования на происходящее в тылу и на фронте, минимальное расстояние между пережитым и претворенным в строчки, короткий путь их к читателю, настойчивая потребность литературы этих лет в определенном герое и определенном ракурсе освещения событий не давали возможности для углубленного, аналитического исследования происходящего. Для этого потребовалось иное время и иные условия.

Литература послевоенных лет существенно дополняет и одновременно изменяет представления о пережитой народом трагедии. Прежде всего изменяются аспекты изображения войны и структура военной прозы. Сказать правду о войне, быть предельно достоверным во всем – вот главная задача писателя. Более глубокий анализ событий, всестороннее раскрытие нравственных истоков победы русского народа над фашизмом, достоверность изображения фронтового быта, психологии человека, его поведения отличают произведения, созданные в этот период.

Военная проза становится многотемной: судьба русского человека на войне («Судьба человека» М. Шолохова); жизнь в деревне в годы военного лихолетья («Братья и сестры», «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова); война партизанская («Хатынская повесть» А. Адамовича, повести В. Быкова); судьбы женщин («У войны не женское лицо» С. Алексиевич, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Матерь человеческая» В. Закруткина); «блокадная» тема («Блокада» А. Чаковского, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина); тема фашистского плена («Нагрудный знак ОСТ» В. Семина, «Это мы, Господи» К. Воробьева); любовь («Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Зося» В. Богомолова, «Навеки-девятнадцатилетние» Г. Бакланова); тема военного детства («Иван» В. Богомолова, «Где-то гремит война» В. Астафьева, «Когда отец ушел на фронт» Ю. Щеглова); психология предательства («Каратели» А. Адамовича, «Дезертир» Ю. Гончарова, «Бездна» Л. Гинсбург, «Живи и помни» В. Распутина); послевоенная судьба фронтовиков («Берег», «Выбор», «Игра» Ю. Бондарева) и др.

При всей широте тематического диапазона легко просматриваются три идейно-тематические центра: человек и война, человек на войне, война и мир.

Усложняется проблематика; военная проза поднимает серьезные нравственные, философские и психологические проблемы: смысл человеческой жизни, цена победы, цена подвига, истинного героизма и патриотизма, взаимоотношение личности и власти, проблема нравственного выбора и другие.

В изображении войны намечаются два основных подхода: масштабный и локальный. Первый предполагает изображение событий эпохального значения по принципу «панорамного зрения», стремление представить грандиозную картину противоборства двух систем, двух идеологий, раскрыть судьбу отдельной личности в единении с судьбой нации. По такому принципу созданы эпические панорамно-публицистические полотна А. Чаковского («Блокада») и И. Стаднюка («Война»); панорамно-семейные романы П. Проскурина («Судьба»), А. Иванова («Вечный зов») и трилогия К. Симонова («Живые и мертвые»), представляющие собой новый тип батального романа.

Локальный подход предполагает иной ракурс изображения. Сконцентрировав внимание на событиях локальных, автор получает возможность укрупнить масштаб увиденного, показать все происходящее в мельчайших подробностях и деталях, в мгновенных «снимках памяти» и одновременно в трагической перспективе общего взгляда на войну. Такой подход к изображению войны виден в повести В. Носова «Усвятские шлемоносцы», В. Курочкина «На войне как на войне», Ю. Бондарева «Горячий снег» и других.

Акцент с событийного изображения действительности переносится на ее нравственно-психологическое исследование, а это обусловливает изменение концепции личности. Изображение характера человека в его психологической противоречивости и сложности - вот что становится главной задачей литературы. В центре внимания «военной прозы» оказывается внутренний мир человека в его сложных связях со Временем и Историей.

Поэзия 30-50-х годов имеет свои ярко выраженные отличительные черты. В это время уже ушли из жизни Маяковский и Есенин, лишены были права голоса Ахматова, Мандельштам, Клюев. Новое поэтическое поколение (Твардовский, Ручьев, Смеляков, Васильев, Корнилов и другие) не обладало столь мощным культурным потенциалом, который был свойствен поколению предшествующему. Это были люди, имеющие большой жизненный опыт, им было уготовано ощутить не только героический пафос кровного единения с народом, но и трагический пафос своей эпохи, коснувшейся их собственных судеб (несправедливое обвинение и арест Смелякова, Ручьева, Берггольц, расстрел Васильева). Особое место в поэзии этих лет занимает военная лирика. Творчество фронтовых поэтов - Слуцкого, Луконина, Наровчатова, Майорова, Межирова, Самойлова, Кульчицкого - свидетельствует о сочетании высокой романтики, героического и трагического начала в произведениях этих авторов.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7010