"Юбилейное" (Маяковский): анализ стихотворения
Стихотворение «Юбилейное» написано в связи со 125-летием со дня рождения А. С. Пушкина, отмечавшегося 6 июня 1924 года, оно опубликовано в Москве в журнале «Леф». Название стихотворения определяет задачу поэта — произнести юбилейную речь, посвященную Пушкину. Обычно такая речь отмечает достоинства юбиляра, значительные события в его жизни, успехи и достижения, говорит об уважении и любви. Однако это стихотворение скорее о поэте Маяковском, которому трудно жить среди людей. Только Александр Сергеевич может понять молодого поэта, который настойчиво приглашает его спуститься с пьедестала и поговорить по душам. Маяковский уже выбрал место в вечности: «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Все поэты прошлого (Надсон, Некрасов) получат свое место: «позатесавшегося Надсона... куда-нибудь на Ща». О современной поэзии Маяковский невысокого мнения. Он считает, что «надо, чтоб поэт и в жизни был мастак». По степени таланта, по жизненной энергии Маяковский похож только на Пушкина. Поэтому ему так не хватает великого поэта: «Были б живы — стали бы по Лефу соредактор». Десять с небольшим лет назад футурист Маяковский хотел «бросить Пушкина и проч., и проч, ...с парохода Современности», в «Юбилейном» он признается в любви к Пушкину. Убийцу Пушкина, Дантеса, «великосветского шкоду», сегодня достаточно только спросить: «А ваши кто родители? Чем вы занимались до 17-го года? —Только этого Дантеса бы и видели». Маяковский уверен теперь, что только когда-то «бушевавшему» «африканцу» понятны будут его боли и обиды. Совсем не обязательно уточнять, в чем его страдание, если Пушкин сочинил Татьяну Ларину и Евгения Онегина и «Полтаву». Перефразируя строчки пушкинских стихов, Маяковский обнаруживает приметы личной любовной драмы. Таким образом, в стихотворении «Юбилейное» переплетаются несколько тем: анализ состояния современной Маяковскому поэзии, непонимание средой той роли, которую играет поэзия как таковая, новое прочтение личности Пушкина и его таланта, любовные переживания поэта, мешающие ему чувствовать себя счастливым. Лирический герой не похож на героя «Облака в штанах»: он настроен скептически, рефлексивен и по-прежнему дерзит, высказывается иногда очень резко, но уже усиливается философское понимание жизни: Хорошо у нас в Стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету — впрочем, может, это и не нужно. Выговорился поэт («будто бы вода — давайте мчать болтая»), но признается: «не навяжусь в меланхолишке черной, да и разговаривать не хочется ни с кем». Остался со своей «меланхолишкой» и прощается с Пушкиным, «подсаживая его на пьедестал». Неологизмы («лучища выкатил»), риторические вопросы и восклицания («Удивляетесь, конечно?»), инверсированная строка («спиритизма вроде»), разбивка строчек, смешение личного с общечеловеческим, оживление памятника (пушкинский прием — «Медный всадник»), афористическая речь придают своеобразие стихотворению «Юбилейное». Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2574
| |