Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Казаков Ю.П.

"Странник": анализ рассказа Казакова Ю.П.

  • Статья
  • Еще по теме

Интересный женский тип появляется в рассказе «Странник» (1956) — Настасья. Муж её погиб на фронте, сын Фёдор утонул вместе с машиной и запчастями — треснул лёд. Осталась с ней жить невестка, а эта деталь о многом говорит. Казалось бы, повествование целенаправленно стремится сосредоточить внимание на центральном персонаже, обнажить «нутро» лжестранника, ловко спекулирующего на доверчивости и доброте сельских жителей, на их уважении к церковным людям.

Но у Казакова в лучших его рассказах своя тайна, криптография. И раскрывается это неожиданным образом. На вопрос странника, «святого Иоанна», как он сам себя бесцеремонно назвал, есть ли в доме иконы, Настасья отвечает, что иконы висят там, где им и положено. А это уже подвиг. Чтобы сохранить иконы во времена иконоборчества и «отмены Бога», надо обладать немалым мужеством. В деревенской церкви теперь находится МТС (машинно-тракторная станция) — грозная эмблема жизни.

Но самое интересное во всей этой истории — названия икон: «Жёны-мироносицы» и «Троеручица Божья Матерь», символика которых редко кому была известна в те годы. В рассказе больше нет ни слова об иконах. Зачем же Казаков упомянул их названия? Так ли уж это важно? В поэтике писателя всё обусловлено. Движение авторской мысли уходит в подтекст. Понять замысел помогает ассоциативный ряд, который проявляет сакральный смысл недосказанного. Стоит вспомнить, каким событиям посвящены эти иконы, и истина сама явит себя.

Жёны-мироносицы были свидетельницами казни Иисуса Христа и его погребения. На третий день, взяв миро, они отправились ко гробу довершить плохо, наспех проведённый обряд. Их пели любовь и вера, в то время как мужчины, ученики Иисуса Христа, от страха разбежались и спрятались. Женщины стали вестницами Воскресения Господня. А Мария Магдалина первая увидела воскресшего Христа и говорила с ним.

Второй образ связан с именем Иоанна Дамаскина, византийского богослова, философа и поэта, идейного противника иконоборчества. Он распространял послания, в которых доказывал истинность догмата иконопочитания. По доносу и клевете святому Иоанну отсекли кисть правой руки, но преподобный Иоанн приложил её к окровавленному суставу и долго молился перед иконой Божией Матери, прося исцелить руку, писавшую в защиту православия. Во сне Иоанну явилась Пресвятая Богородица и сказала, что ему даровано исцеление, и велела без лени трудиться этой рукой. В благодарность он сделал руку из серебра и приложил её к святой иконе (по другим источникам, дописал третью руку на иконе) в знак напоминания о чуде.

Этот комментарий к сюжетам икон недвусмысленно говорит о сближении времён, о том, как соприкасаются и непостижимо повторяются события, и вот уже русская женщина из далёкой деревни, не убоявшись, невольно принимает эстафету от самого святого Иоанна Дамаскина и жён-мироносиц. Именно она, находясь всё время в тени, является главным героем повествования, а не фальшивый странник.

Источник: Русская литература XX - начала XXI века. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. - М.: "Академия", 2009

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3591