Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Горький М.

Сочинение: Горький - певец первой русской революции

  • Статья
  • Еще по теме

«На его долю выпало быть вестником назревавшей бури», — так оценил появление М. Горького в русской литературе критик В.В. Воровский. Раннее творчество Горького не было простым предчувствием грозовых событий. Придя в литературу из самой гущи жизни, Горький чутко улавливает каждое ее движение. И вместе со своими первыми героями-босяками он протестует против бессмысленной жестокости — тех омерзительных условий, которые лишают человека свободы.

Тема революции у Горького начинается с темы Человека. Это потом, в романе «Мать», писатель сумеет дать конкретную программу революционных преобразований, за которую будут бороться его герои — простые рабочие. А в своих первых рассказах, написанных на рубеже двух веков, он открыл особый мир героев, смелых и решительных, протестующих пока еще анархически против условий жизни, которые сковывают и давят их. Горький как писатель и как человек понимает и принимает этот бунт. Более того, он стремится привлечь внимание общественности к своим бунтующим босякам. И это ему удается. Его Макар Чудра, Челкаш, Коновалов, наделенные внутренней страстью, гордым стремлением к свободе, вызывали у многих современников Горького желание узнать их поближе. Возникло даже движение — «уход в босяки». Студенты, литераторы, журналисты, увлеченные горьковским поиском красивого человека, уходят бродяжничать. В представлении общественности жизнь и облик писателя даже отождествляются с обликом и поступками его героев. Этот процесс так характеризуется А. Толстым: «Несомненно, Горький подготовил революционный темперамент в интеллигенции (и отчасти, в пролетариате) перед революцией 1905 года».

Горькому действительно удалось не только передать в своих рассказах то предреволюционное состояние, в котором находилась Россия, но и очень заметно повлиять на него. От его рассказов исходил жаркий импульс бунтарства. Особенно это ощущение усиливается аллегорическими образами романтических произведений. Призыв к революции в них прочитывался настолько открыто и ясно, что становился своего рода программой к действию. Тема революции и тема Человека сливаются. Ибо для чего же нужна революция, как не для того, чтобы дать человеку свободу! Слияние революционного пафоса ранних романтических произведений с изображением реальной жизни в рассказах — это отражение целостных идейных устремлений писателя. Поэтические образы моря, природы, бунтарей в реалистических рассказах очень близки по своим стилистическим оттенкам таким же образам из романтических произведений. Всем героям Горького свойственно стремление к возвышенному. Человек ищет красоту в жизни, не найдя, обращается к легендам, преданиям. Так возникает героический образ Данко, и его горячее сердце становится революционным факелом.

Будучи взыскательным художником, чутко откликающимся на все изменения в жизни, Горький понимает, что настала пора действовать, причем действовать осознанно. Однако, сочувствия к людям, социально обездоленным, мало, да и факел, поднятый Данко, должен вырасти в конкретную социальную программу, которая сплотила бы вокруг себя всех: от босяка до интеллигента. Поиск правды жизни углубляется. Если революция несет освобождение человеку, то каково конкретно место каждого в революции? Нет выхода у Коновалова, растрачивает зря он свой талант пекаря и певца, да и богатырский дух его, созвучный удали Стеньки Разина, так бездарно угасает. Понимала, как нужно жить, и старуха Изергиль, да не сумела. Великолепен подвиг Данко, но слишком темен лес, через который предстоит пройти людям к свету, а сила страха в них еще велика. Но пламя революции уже обожгло, взбудоражило людей. Очень емко Горький показывает в своей аллегорической «Песне о Буревестнике», как относятся к революции разные слои населения.

Жалки и презренны трусы, боящиеся борьбы. Но еще более презренны те, кто из страха за свою сытость прячется от людского горя. Самый высокий нравственный капитал человека — его достоинство. Можно лишиться места в жизни, скатившись на его дно, но не потерять гордости за свою человеческую сущность. Достоинство человека, даже попавшего на самое дно жизни, должно быть уважаемо. «Человек — это звучит гордо». Это право обитателей ночлежки из пьесы «На дне», выраженное в страстном монологе Сатина, становится главным смыслом революционной борьбы героев Горького. Полноценный человек тот, у кого есть цель жизни. Человек обретает достоинство, когда им руководит идея.

Да, счастье борьбы не может быть доступно каждому. Тем большее уважение вызывают люди, сумевшие легенду приблизить к жизни. В романе «Мать» мечта обрела жизненность. Смутные ощущения сапожника Орлова, понимающего, как мало просто быть хорошим ремесленником, обрели черты реального счастья революционной борьбы в романе.

Роман «Мать» в своей идейной структуре вобрал в себя, по сути, всех прежних героев Горького. Как они выросли в своем сознании, как изменила их жизнь! Путь героев от ранних рассказов до романа «Мать» — это путь социальной эволюции босяков. Это им, терзаемым сомнениями, помог обрести твердую уверенность Павел Власов. И если в раннем творчестве вдохновенный гимн Человеку звучит еще как абстрактное прославление человека вообще, то в романе «Мать» — это гимн Человеку конкретному, разорвавшему путы кабалы, духовной и физической, прозревшему и ставшему сильным, потому что он обрел счастье в борьбе не только за личную свободу, но и за свободу для всех. Так гимн Человеку слился с гимном Революции.

Есть особый прием у писателя, который внес свой оттенок в его стиль, — преувеличение, романтическая идеализация человека. Причем это свойственно и романтическим, и реалистическим произведениям Горького. Создавая образы своих героев, он выписывал их обязательно с большим допуском тех свойств, которые возвышают человека. Горький развивает эту тему в своих последних произведениях, в публицистике. В статьях «Путь к счастью», «Десять лет» писатель с удовольствием отмечает: «Моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства».

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 73