Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Горький М.

Что есть истина? (сочинение по пьесе "На дне" Горького)

  • Статья
  • Еще по теме

В определённых жизненных ситуациях человеку приходится выбирать между двумя возможностями, решая вопрос о том, что лучше преподнести ближнему — горькую правду или спасительную ложь. Ответ на него ищут и обитатели ночлежки Костылёвых из пьесы М. Горького «На дне». Каждый из них предлагает свой рецепт достижения счастья, поскольку счастье, правда, истина становятся в контексте разговора словами-синонимами, а спор об истине превращается в спор о человеке, о правде и лжи. Герои по-разному трактуют понятие правды.

У одних обитателей ночлежки преобладает её бытовое понимание: то, что есть, то и правда. Она понимается ими как факт, реальность. Такой точки зрения придерживаются «правдолюбцы» Бубнов, Барон, Квашня, Медведев, Костылёвы. Бубнов и Барон не верят в человека, не мечтают, но верно судят о жизни, бессознательно тоскуя по правде и воле. Их природный ум обречён на бездействие, поэтому они равнодушно относятся к окружающему: «Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки прочь... ».

Другие герои — Настя, Анна, Наташа, Актёр, Пепел, Клещ — понимают правду как мечту, идеал, справедливость. Они верят в человека, и эту веру поддерживает новый жилец ночлежки — сладкоречивый старик Лука. Настя мечтает об идеальной любви — красивой, настоящей, чистой — и выдумывает её для себя, так как не находит ничего похожего в реальной жизни. Анна, веря в Бога, мечтает о рае — счастливой загробной жизни, так как её реальная жизнь подобна аду. Наташа надеется на чудо, мечтает об идеальном мужчине, который был бы избавителем и героем. Она хотела бы устроить самостоятельную семейную жизнь, избавиться от тирании сестры. Актёр грезит о былой славе, надеется вернуться на сцену. Пепел мечтает уйти в Сибирь, где ему видится вольная и праведная жизнь. Честный Клещ, не имея работы, верит в труд, успех.

В лагере «мечтателей» противостоят друг другу иллюзорная мечта и грубая реальность. Среди обитателей ночлежки выделяются милосердный Лука и внешне грубый Сатин. Кто из них прав?

С появлением Луки, который всех утешает и каждому сулит счастливое будущее, призрачные надежды несчастных растут. Но крушение их иллюзий приводит к цепной реакции трагедий. Настя и Клещ впадают в отчаяние. Анна умирает. Едва не погибает Наташа. Актёр вешается, не выдержав правды жизни. Пепел, убивший Костылёва, в тюрьме. При появлении Луки обитатели ночлежки впервые ощущают боль по поводу загубленной жизни. Он виноват в серии потрясений и смертей тех, кто ему так доверчиво внимал.

«Не всегда правдой душу вылечишь», — полагает Лука. Он утешает людей выдумкой, ложью. Правда, считает Лука, не нужна, ибо положение человека безнадёжно. А может быть, не так уж и плохо, что он поддерживает уже сложившуюся у каждого из героев мечту, стремится помочь каждому найти свою правду? «Во что веришь, то и есть», — убеждён он.

«Человек — вот правда», — говорит Сатин. Ложь — костыль для человека, а он настолько силён, что в состоянии встать на ноги без подпорок. Сатин верит во внутренние силы человека, в то, что он способен обойтись без поддержки извне. По логике Сатина, спасение человека — в нём самом. Человек — творец, преобразователь жизни.

Так кто же из двух философов «дна» прав? С одной стороны, можно согласиться с Лукой: вера, высокая мечта необходимы каждому человеку. Сильная вера позволяет мечте стать реальностью, правдой.

Однако прав и Сатин: только уверенность человека в собственных силах и его мужество могут изменить окружающий мир. Борись, и ты всё преодолеешь, если умеешь мечтать. Таким образом, правда Луки дополняет правду Сатина, как и наоборот.

Истина или сострадание? Ответа в пьесе нет. Да и в жизни его быть не может. У каждого свой выбор. У каждого своя правда.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5329