Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

"Топи да болота...": анализ стихотворения Есенина

  • Статья
  • Еще по теме

В стихотворении «Топи да болота...» (1914) Есенина нарисован образ грустной родины, осенней рязанской природы. Но даже эта засыпающая («Темным елям снится...») природа не безмолвна, а наполнена звуками, реальными и кажущимися: лес «взвенивает», «тенькает синица», «гомон косарей», «...со скрипом / Тянется обоз», «посвист ветряной». Природа живет, и в первую очередь живут составляющие основу всего сущего деревья («взвенивает лес», «елям снится», «слухают ракиты» и даже «липой пахнет», хотя это уже и не дерево, а тележные колеса). Поэт слышит природу, прежде всего умеет услышать деревья.

Это стихотворение выявляет изначальную связь Есенина-поэта с мифологией, поэтическими воззрениями русского народа. В языческой мифологии славян центральным, олицетворяющим мировую гармонию, выступает образ дерева. Дерево объединяет все сущее на земле: корнями уходит в почву, кроной — в небеса, ветками-руками обнимает мир. В «Ключах Марии» Есенин писал: «Все от дерева — вот религия мысли нашего народа...» В позднейших стихах, абсолютно сливаясь с природой, растворяясь в ней, поэт и себя уподобил дереву: «Я и сам когда-то / Был таким же кленом» или «головы моей куст». Одухотворение природы и уподобление человека природным явлениям — коренное свойство народной поэзии, для которой человек — часть природного мира.

В стихотворении «Топи да болота...» неоднократно используются метафоры-олицетворения, характерные для устного народного творчества — песен, сказок, загадок: «плат небес», «лесные кудри», «посвист ветряной», — но в несколько видоизмененной, индивидуализированной форме. А предпоследняя строка «Край ты мой забытый» вступает в перекличку с другим стихотворением того же периода — «Край ты мой заброшенный», в результате чего актуализируется частый в народных песнях тематический мотив забытости, заброшенности. (В 1920-е годы Есенин с волнением слушал песню беспризорников «Позабыт, позаброшен...»)

Интересен цвето-звуковой образ, создаваемый двумя строками первой строфы:

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

В нем видно тусклое золото старых хвоинок, по цвету скорее напоминающих бронзу еще не успевших покрыться патиной, недавно отлитых, а потому чисто звенящих колоколов. И это впечатление звона поддерживается следующей строкой: «Тенькает синица» — тоже желтая, звонкоголосая.

Природа и родина для Есенина — одно и то же (не случайно в русском языке эти слова однокоренные); и картины природы в его стихах не абстрактно-обобщенные, а всегда конкретные, глубоко национальные — русские. И потому даже грустно-невзрачный, «забытый край» — все равно родной, неотделимый от души поэта.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3690