Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ефремов И.А.

Иван Ефремов: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Ефремов Иван Антонович (1907-1972) родился в д. Вырица (Ленинградская обл.). В 1935 г. экстерном закончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института. На тридцать третьем году жизни, всего через пять лет, ему была присуждена ученая степень доктора биологических наук. С 1925 г. участник экспедиций в Якутию, Среднюю Азию, Закавказье и другие регионы. Три экспедиции Ивана Ефремова в малоизученные районы полупустыни Гоби (1946-1949) дали науке немало уникальных экспонатов - например, скелеты и кости динозавров. Об этих экспедициях, о труде палеонтологов, о перипетиях раскопок Ефремовым написана адресованная юному читателю книга “Дорога ветров” (1955), к которой автором приложен заботливо составленный словарь терминов.

Первые рассказы (“Встреча над Тускаророй”, “Озеро горных духов”, “Олгой-Хорхой”, “Катти Сарк” и др.) написаны в 1942 -1943 гг., а в 1944 г. опубликованы. В 1945 г. Иван Ефремов издает восемь новых рассказов (“Белый рог”, “Последний Марсель”, “Обсерватория Нур-и-Дешт”, ”Бухта радужных струй” и др.). Ефремов - сторонник строгой научной обоснованности в художественной фантастике. Уже в цикле произведений, изданных в 1945 г., он сумел подобно Ж. Верну предугадать несколько научных открытий и изобретений - например, голографию (“Тень минувшего”), залежи алмазов на Сибирской платформе (“Алмазная труба”), глубоководное бурение (“Атолл Факаофо”). Книги Ефремова этого времени: “Встреча над Тускаророй” (1944), “Пять румбов” (1944), “Белый рог” (1945), “Алмазная труба” (1946).

Космическую тему у писателя начинает повесть “Звездные корабли” (1944, опубл. в 1948). Это было одно из первых произведений мировой фантастики о посещении Земли в далеком прошлом пришельцами из космоса. Но всемирную славу принес Ефремову роман “Туманность Андромеды” (1955— 1956).

Писавшийся еще до полета первого в мире советского искусственного спутника, то есть в эпоху весьма отвлеченных представлений об освоении космоса, роман, однако, и по сей день воспринимается как произведение, избежавшее той научно-технической наивности, которая характерна для мировой фантастики тех лет даже в ее лучших образцах. Действие романа в первой его редакции происходит через три тысячелетия после XX в. Впоследствии, после первых космических полетов, Иван Ефремов, по его признанию, не ожидавший столь скорого начала новой эры познания, сначала уменьшил дистанцию на тысячу лет, а затем просто изменил все конкретные даты “на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени”, поскольку не удается предугадать “темпов ускорения технического прогресса” (“От автора”).

Действие романа развертывается то в обстановке межзвездной экспедиции, то на счастливой, достигшей духовной гармонии Земле. Земля входит в Великое Кольцо населенных разумными существами планет Вселенной, к которому постепенно присоединяются все новые вошедшие с ним в контакт миры. Иван Ефремов, ранний рассказ которого “Эллинский секрет” из-за его “мистичности” не публиковался до 60-х годов, неоднократно настойчиво напоминал о своем материалистическом мировоззрении. Тем интереснее его убежденность, что разумным может быть только существо, имеющее облик человека (то есть творение Божие, созданное по Его образу и подобию). Могут варьироваться пропорции его тела, рост, но всякие “думающие спруты” или “разумная плазма” (часто увлекавшие воображение других авторов-фантастов) абсурдны. Как говорит один из героев другого произведения Ефремова о межзвездной экспедиции (“Сердце Змеи”, 1958), мыслящее существо из любого мира должно иметь совершенный облик, выглядеть “прекрасным”, и не может быть “никаких мыслящих чудовищ, человеко-грибов, людей-осьминогов”.

Планетная цивилизация, по Ефремову, должна, как правило, пройти через критическую фазу, на которой она либо самоуничтожается в социальных катаклизмах, либо составляющее ее человечество эволюционно преодолевает гнусно-эгоистические хищнические инстинкты и приходит к устройству жизни на началах всеобщего братства. Писатель верит, что на Земле произойдет второе. Светлый оптимизм подобных идей Ивана Ефремова обеспечивал ему читательскую любовь и признание в самых разных странах. Высокий уровень научно-технической эрудиции писателя делал роман неоценимым в познавательном отношении (к нему по-ефремовски приложен и словарь научных терминов). Его многоплановый сложный сюжет выписан мастерски, литературный слог Ефремова высокопрофессионально выразителен и четок, лексически богат и своеобразен. Некоторая назидательность “утяжеляет” произведение, но последнее в известной мере обусловлено особенностями жанра, в котором оно выполнено. Жанр этот легко назвать: “Туманность Андромеды” стоит у истоков традиции современной философской фантастики, еще одним классиком которой станет чуть позже поляк С. Лем.

Новый поворот в творчестве Ефремова ознаменовал роман “Лезвие бритвы” (1959-1963), где автор преломил в сложном приключенческом сюжете целый ряд своих гипотез о природе известных таинственных явлений человеческой психики, о способах развития непознанных возможностей человека, о силе физической красоты и т.д. Желание высказаться “сразу обо всем” привело, однако, к некоторой перегруженности произведения и оригинальными мыслями, и сюжетными поворотами. Роман “разбух” в текстовом плане, но компенсировать увеличение (сравнительно с “Туманностью Андромеды”) его объема средствами архитектоники или иными писательскими приемами Ефремову, пожалуй, удалось не вполне.

Около трех лет, по свидетельству автора, писался третий роман об отдаленном будущем - “Час Быка” (1970). В нем он хотел возразить как авторам “антиутопий”, рисующих лишь “грядущие катастрофы”, так и авторам произведений, в которых “неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоскоироничные герои”, которые “страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки”, представлены как “люди эпохи всепланетного коммунизма” (“От автора”). Со счастливой Земли действие переносится здесь на гибнущую планету Торманс, народ которой деградирует, а природные ресурсы разграблены ее правителями.

Повесть “На краю Ойкумены” (1945-1946) и роман “Таис Афинская” (1970-1971) демонстрируют еще одну грань таланта Ивана Ефремова, связанную с его интересом к древней истории. Если первая давно вошла в “приключенческий” круг чтения юношества, то второй продолжает развивать ставшие излюбленными у позднего Ефремова соображения о природе и силе красоты, уже поднятые в “Лезвии бритвы”. Оба эти произведения с культурно-исторической проблематикой (эпоха египетских фараонов в “На краю Ойкумены” и время Александра Македонского в “Таис Афинской”) предельно информационно насыщены и способны дать читателю систематизированные сведения по самым неожиданным захватывающе интересным темам. Забытые языческие культы женских божеств, заинтересовавшие Ефремова, так же исторически реальны, как и сама Таис Афинская - знаменитая афинская гетера, которой историками приписывается сожжение Персеполиса. В этом брызжущем красками, вызывающе ярком романе Ефремова в ровном тоне, как ученый-аналитик, порой ведет разговор о вопросах, само обсуждение которых могло бы показаться ханже “недопустимым”, и суждения его не только смелы, но и до целомудрия чисты. И то и другое - в традициях великой русской литературы.

После смерти Ивана Ефремова произведения его долго были как бы “забыты” и не переиздавались. Кроме человеческого равнодушия, за этим фактом стоит странный (до сих пор не вполне выясненный) эпизод. В литературных кругах на исходе жизни Ефремова был пущен нелепый провокационный слух, что знаменитый ученый и писатель еще во время своих экспедиций в “стратегически важные” районы Гоби не только раскапывал динозавров, но и якобы работал на какую-то разведку. Вероятно, дошло до доноса: через несколько дней после смерти Ивана Ефремова у него на квартире провели тщательный обыск, который оказался безрезультатным, но напугал литературных чиновников. Сегодня ясно, что творчество этого крупного писателя и незаурядного мыслителя по-прежнему полностью сохраняет свое культурно-общественное значение.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2098