Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Стихи, сказки, повести и рассказы Баруздина для детей

  • Статья
  • Еще по теме

Баруздин Сергей Алексеевич (1926-1991) родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, ему было пятнадцать лет. Он оставил школу и стал подсобным рабочим в одной из московских типографий. Семнадцати лет ушел на фронт. В девятнадцать Сергей Баруздин вернулся домой с женой и дочкой. В 1958 г. окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Баруздин писал для детей и взрослых, в прессе регулярно появлялись его критические статьи и рецензии. В 1966 г. возглавил ж. “Дружба народов”.

Первые книги Баруздина вышли в 50-е годы. Его роман “Повторение пройденного” (1964) адресован старшему юношеству и взрослым. А начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землею, о чистоте детской души (“Почему девочка плакала”), о “живности земной”, о трудном и хорошем, а также о плохом (рассказ “Ничего особенного”).

Баруздин писал и сказки: “Сказки о трамвае”, “Сказка о Лесном царе и пионерском лагере”. Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей - двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного.

Многообразна проблематика повестей и рассказов для детей. Сергей Баруздин пишет о гибели молодых на войне (“Ее зовут Ёлкой”), о памяти и чести (“Верить и помнить”), о московской весне и делах москвичей, о животных, о море, о настроении и мечтах, о жизни взрослых и детских горестях (“Мама”), обо всем, что важно в жизни и для детей, и для взрослых. Произведения Баруздина всегда эмоциональны, пейзаж в них - будь то море наяву и в мечтах, московская весна или берлинские пригороды в конце войны - не просто фон, а часть бытия человека; диалоги стремительны и точно передают суть событий и характеры персонажей. Сергей Баруздин расширил тематику литературы для детей, так как верил в способность юного читателя понимать и усваивать образный язык. В орбиту внимания писателя попадают самые обыденные вещи и события - и читатель постоянно чувствует заботу автора о прекрасном и добром.

Большое место в творчестве Баруздина для детей занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.

Для себя лично Сергей Алексеевич не делал различия между детской и “взрослой” литературой. Часто детям – героям его рассказов - приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться (“Первое апреля - один день весны”, “Лесной рассказ”).

Маленькая повесть “Миша и Яша” (1988) посвящена дружбе малыша и щенка, их радостным открытиям мира. Сборник сказок “Чучело гороховое” (1988) разнообразен по тематике, прост и выразителен по языку. В “Коротких сказках” разговаривают вещи, бегают нарисованные на бумаге деревья, лапти осознают свою привязанность к человеку, концы веревки понимают, что вместе “лучше жить, чем поодиночке”, книжки убегают туда, где их читают.

И.П. Мотяшов отметил, что книги Сергея Баруздина “несут неповторимость авторской интонации - раздумчивой и доброй, немного грустной, согретой теплом человеческого участия, озаренной светом радости бытия и деяния”. Писатель постоянно был в центре проблем литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. Его книги несли взрослым и детям гуманные принципы, идеалы добра и нравственности.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2635