Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Путешествие дилетантов" (Окуджава): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Путешествие дилетантов» — роман Б.Ш. Окуджавы. Написан в 1971—1977 гг. Напечатан в журнале «Дружба народов» в 1976 и 1978 г.; в журнале «Аврора» за 1973 г. опубликован отрывок под названием «Александрина».

Роман написан на материале «мемуаров разных лиц» и статьи Щеголева о происшествии с князем С.В. Трубецким. В стихотворении «Прогулки фрайеров», посвященном жене Ольге, поэт сказал: «Я написал роман о них, но в их лице о нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою». Образы автора и героя-рассказчика местами сближены до неотличимости. В то же время, подобно Ю.Н. Тынянову и Н.Я. Эйдельману, Окуджава дорожит историзмом, особенностями, создающими неповторимое лицо эпохи: «Я не склонен идеализировать прошлое совершенно, но понятие «чести», «благородства», «высокой нравственности» нами утрачивается постепенно». Такие явления, как контроль власти надо всеми сторонами жизни, включая глубоко личные, поощрение единообразия, развитие доносительства, показаны как специфические черты николаевского царствования. Возникающая аллюзия не является для автора самоцелью.

В традиции «Горя от ума», два основных мотива, социальный и любовный, пересекаются в романе «Путешествие дилетантов» Окуджавы, изящно стилизованном под записки свидетеля событий, поручика Амилахвари; текст включает также дневниковые записи и переписку героев, в том числе тех, кто в ходе инспирированного царем преследования проникается пониманием и сочувствием к жертвам, что задает важный мотив всеобщей человечности. Три «вставные главы» написаны «от публикатора» и посвящены частной жизни царя, данной как источник господствующей идеологии: за семейным завтраком показана незыблемость порядка приватной жизни, на костюмированном балу — беспрекословное подчинение себя социальной роли; в день смерти самодержец осознает тщету своей деятельности. Важны два чисто литературных лейтмотива. Это двустишие современника героев, Н.А. Некрасова: «Помнишь ли труб заунывные звуки, / брызги дождя, полусвет, полутьму», — выражающее их настроение. Второй лейтмотив — личность и творчество Лермонтова: князь Мятлев, как и его прототип, в прошлом присутствовал на роковой дуэли поэта, размышляет о его судьбе наряду с судьбами декабристов и иногда обращается к лермонтовским строкам: «Быть может, за стеной Кавказа...», — вливающихся в тему Тифлиса как обетованной земли, куда любовники бегут из Петербурга. Герои носят «говорящие» фамилии: Ладимировский, Бравуры — и исторически реальная фамилия Мятлева приобретает смысловое звучание. «Толпа» скульптур в мятлевском жилье, «историческое» полотно о конкистадорах на американском берегу с лицом декабриста в толпе туземцев, изображение «страдальца Сапеги», воображаемый портрет Лавинии кисти Гейнсборо — эти изобразительные приемы служат обобщению исторической рефлексии.

Любовь становится единственной формой самовыражения «лишнего человека». Каждая из четырех любовных историй (вызвавших гнев ортодоксальной критики уже своим количеством) сталкивает героя с царем, который оказывается то соперником, то гонителем, погубившим дочь ложно обвиненного в причастности к декабристскому выступлению, то посаженым отцом в недобровольном браке. Наконец, он заключает Мятлева в крепость как государственного преступника за бегство с Лавинией. Наивная беспомощность героев, не умеющих даже опознать противников, перерастает в тему пассивного, но непримиримого сопротивления, выраженного в верности самим себе, чуждого декларативности и не всегда осознающего, что общество отвечает на это как на вызов.

Тема двойничества в романе «Путешествие дилетантов» Окуджавы открывается детским переодеванием героини ради выхода из рамок расписанного порядка и встречи с таинственным соседом. Придуманное на этот случай имя «господин ван Шонховен» остается с нею до смерти возлюбленного. Вымышленный двойник слуги Афанасия «маркиз Труайя», подобно поручику Киже, превращается в неблагонадежное лицо, связь с которым власти вменяют в вину Мятлеву. Князь принуждает своих слуг к браку «по интересному положению», аналогично Николай I женит его самого на нелюбимой Наталье — что подчеркивает важнейший для автора мотив ответственности каждого человека за «утраты и излишки» своего века. Наконец, влюбчивость князя находит травестийный антипод в донжуанских похождениях его полицейского преследователя.

Вторично после «Глотка свободы» (состарившийся герой которого принимает «дилетантов» в своей усадьбе) Окуджава касается темы декабризма, которая найдет новаторское переосмысление в романе «Свидание с Бонапартом» (1983 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5792