Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Максимилиан Волошин: краткая биография и творчество поэта

  • Статья
  • Еще по теме

Максимилиан Александрович Волошин (наст. фам. — Кириенко-Волошин) - поэт (28.5. (16.5.) 1877 Киев — 11.8.1932 Коктебель в Крыму). Из дворянского рода, по линии отца предки — запорожские казаки, по материнской линии — обрусевшие в 17 в. немцы. В 1897 году Максимилиан Волошин окончил гимназию в Феодосии. Занятия на юридическом факультете Московского университета ему пришлось в 1898 году прервать из-за участия в студенческих беспорядках. 

С 1900 он постоянно выступает как писатель и художник. В 1900 году была опубликована в журнале «Русская мысль» его статья о бальмонтовском переводе Гауптмана. С 1901 по 1917 гг. Максимилиан Волошин жил в основном в Париже, получая широкое образование, много путешествуя по Европе и регулярно бывая в России. Он сотрудничал в символистских журналах «Весы» и «Золотое руно», дружил с М. Цветаевой. В этот период Волошин серьезно занялся антропософией. На его сборник "Стихотворения" (1910), написанный под влиянием французских символистов, с большой похвалой откликнулся В. Брюсов. Последовавший затем в 1916 году второй сборник "Anno mundi ardentis"1915 года содержал стихи о войне. Стихи Волошина стали строже, приближались теперь к эстетике акмеизма; он публиковался в журнале «Аполлон». 

В октябре 1916 года поэт вернулся в Россию и с тех пор постоянно жил в Коктебеле, на восточном побережье Крыма. Большевистский переворот он воспринял как акт насилия, который Россия и каждый человек должны перенести — как Христос свой крест и свою смерть — чтобы очищенными воскреснуть. Поначалу вышли еще два сборника стихов Волошина "Иверни" (1918) и "Демоны глухонемые" (1919, в Харькове). Во время боев в Крыму поэт стал свидетелем страшного террора. Максимилиан Волошин пытался приостановить поток убийств, вступаясь за отдельных жертв, и облегчить страдания; он молился и помогал практически, у него жил «красный вождь» Бела Кун, находили убежище белые офицеры, его имя было в списках предназначенных к ликвидации. Эти события нашли отражение в стихах (см. «Дом поэта»). Из подборки стихов Волошина "Пламена", переданной за границу в 1920 году, в Берлине были опубликованы "Стихи о терроре" (1923), там же был переиздан сборник "Демоны глухонемые". 

В своем дальнейшем творчестве Максимилиан Александрович оставался последовательным противником коммунистической системы. Его травили в прессе, но покровители на высоких постах сохраняли ему жизнь и свободу. Некоторое время поэт благодаря Луначарскому получал небольшое пособие, но в основном он жил в большой материальной нужде, рисовал акварели, писал стихи. Как человек сильного обаяния Волошин давал душевное утешение некоторым подавленным горем людям (например, жене С. Есенина после его самоубийства), он держал свой дом открытым для несчетного количества людей умственного и творческого труда. Летом дом превращался в место отдыха для многочисленных писателей и знакомых Волошина, причем там одновременно принимали более 100 человек. 

С 1925 года и до конца жизни Максимилиана Александровича в СССР совсем не печатали; он умер в 1932 году своей смертью. Незадолго до кончины поэт завещал свой дом Литфонду Союза писателей СССР, членам которого он служит теперь как место отдыха и работы. На протяжении десятилетий о Волошине в СССР молчали, с 1960 года о нем иногда стали упоминать. Новое издание его стихов в СССР появилось снова в 1977 г. и только перестройка открыла его творчеству свободный и широкий доступ к читателю в России. 

В раннем творчестве Волошина, внесшего существенный вклад в литературу серебряного века, ощутимо французское влияние, мистическое сочетается в нем с античным, обнаруживая любовь поэта к древнегреческой культуре. От сближения с акмеистами его стихи приобрели ясность, строгость и плотность, увеличился вес отдельного слова. Его творчество пронизано глубокой религиозностью, ощущением истории и поисками путей, на которых понимается и преодолевается страдание. В революции он видел кровавый террор, в большевиках — одержимых сатаной, которые низвергают Россию в Хаос, но он верил в богоданность, в необходимость этого разрушения ради очищения и нового возрождения. Часто его стихи отражают поиски смысла жизни в истории, в житиях святых (например, "Святой Серафим", 1919) или же, и чаще всего — в русских крестьянских бунтах и во Французской революции. Для наглядного изображения ужаса он приводит исторические аналогии, оставаясь при этом на точке зрения жертв. "Дом поэта" наряду с обзором истории Крыма говорит о собственной судьбе Максимилиана Волошина, отражает обретенную в муках и вере внутреннюю свободу этого поэта, на которого мало обращают внимания и о котором Цветаева писала: «француз культурой, русский душой и словом, германец — духом и кровью». Вышедшая в 1990 году книга "Путник по вселенным" — это сборник автобиографической прозы и очерков о писателях и художниках его времени: М. Кузмине, А. Ремизове, И. Эренбурге, О. Мандельштаме и др.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3321