Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Константин Бальмонт: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт (15.6. [3.6.] 1867 дер. Гумнищи Владимирской губ. — 24.12.1942 Нуази-ле-Гран близ Парижа). Родился будущий поэт в дворянско-помещичьей семье. В 1886 году Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета, однако не окончил его. Первые сборники стихов, опубликованные с 1898 по 1903 г. (напр., сборник "Будем как солнце", 1903), быстро выдвинули этого автора в ряды первых представителей раннего символизма, открывших путь русскому «модерну» или «декадентству». Бальмонт стал кумиром публики. 

Между 1905 и 1913 Константин Дмитриевич по политическим причинам много лет провел за границей, время от времени жил в Париже, предпринимая и тогда, и позже, до 1947 года, долгие кругосветные путешествия, нашедшие отражение во многих сборниках стихов. Его произведения, которым теперь уже не приписывалась столь новаторская роль, неоднократно выходили как собрания сочинений. Февральскую революцию 1917-го Константин Бальмонт приветствовал, большевистский переворот этот поэт отрицал как акт подавления личности и насилия. 25.6.1920 года Бальмонт выехал за границу с официальным разрешением, но остался в Париже как эмигрант. 

Константин Дмитриевич и здесь создал очень много стихов; он продолжал переводить не менее, чем с 30-ти языков, но его все реже печатали и постепенно начинали забывать. С 1927 года поэт жил на побережье Атлантического океана (Капбретон), с 1932 года страдал душевной болезнью. Бальмонт умер в бедности. 

Ранняя лирика этого автора, собранная в сборник "Под северным небом" (1894), свидетельствует о влиянии таких поэтов, как Лермонтов, Фет, Надсон, По. Сборник "Тишина" (1898) несет в себе следы занятий Бальмонта теософией, особенно трудами Елены Блаватской. Сборник "Будем как солнце" (1903) был отмечен Брюсовым как вершина творчества Константина Дмитриевича. Однако последующие его книги уже не пользовались таким вниманием. В сборнике, включающем 225 сонетов ("Сонеты солнца, меда и луны", 1917), Бальмонт, как бы опровергая своих критиков, показал, что его талант не сломлен и что он безупречно владеет формой стиха. В более поздней его книге "В раздвинутой дали" (1929) преобладают темы воспоминания о России и о детстве; вера в прошлые воплощения души свидетельствует о том, что Бальмонт не забыл прежнего увлечения теософией. 

Совершенная по форме лирика Константина Бальмонта пронизана чувствами и звуком, вся она определяется музыкальностью. Н. Гумилев сказал о таланте этого автора: «Гордый, как мысль европейца, красочный, как славянская душа». Бальмонт писал исключительно легко и много. Его поэзия не знает меры в колебаниях между демоническим и земным в историческом и географическом охвате бытия человечества. Стремление к бесконечности, гордость за высокую задачу поэта и культ индивидуализма — вот частые темы его лирики, которая навсегда сохранила дух символизма и соответствующие средства выразительности, созданные им в борьбе с реалистически-рационалистическими течениями. Качество его стихов было самым различным. Плодотворно работая над переводами, он сообщал им сильный отпечаток своего индивидуального стиля. Заслуживают внимания сборники статей Бальмонта, посвященные западноевропейской и русской литературе и культуре.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2944