Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Яков Аким: творчество поэта (стихи и проза)

  • Статья
  • Еще по теме

Аким Яков Лазаревич (1923 - 2013) начал свою творческую биографию с лирики, обращенной ко взрослому читателю. Первые его стихи были опубликованы в 1950 г. Уже в это время отмечался его интерес к миру детства и специфическому детскому восприятию действительности.

Свое обращение к поэзии для детей сам Аким связывает с рождением дочери: так, одно из самых ранних стихотворений - “Первый снег” - появилось, буквально “на ходу”: “Я шел по улице, нес молоко своей дочке... Начиналась зима, падал снег, медленный, пушистый. Первый снег! И только я об этом подумал, как, откуда ни возьмись, вокруг меня вместе со снежинками заплясала, закружилась песенка: “Утром кот/ Принес на лапах/ Первый снег!/ Первый снег!” От удивления я даже остановился... Выходит, сам сочинил?”

При этом принципиальной разницы между читателями разного возраста, по собственному признанию, поэт не видел: “для меня нет большого внутреннего различия, для какого возраста писать, был бы человек мне близок”.

Стремление писать поддержал С. Маршак, которому начинающий поэт послал свои первые пробы. А в 1954 г. стихотворений для детей оказалось достаточно для составления сборника, который в том же году был опубликован.

С первых шагов в литературе Яков Аким отказался от формально-игровых решений в пользу лирического разговора-диалога; наряду с разнообразием ритмики, оригинальными сюжетными поворотами, карнавальностью, он важнейшим компонентом стихов сделал авторскую личность - на любом из его произведений всегда лежит печать индивидуальной авторской оценки, суждения, чувствования и пристрастия. Его лирический герой часто не скрывает своей взрослости: за непосредственностью переживания чувствуется мудрость воспоминания.

Своеобразие, присущее большинству произведений Якова Акима, - обращенность его стихов к конкретному человеку. Не случайно один из его сборников получил название “Пишу тебе письмо”. К разряду “поэтических писем” можно отнести стихотворения “Друг”, “Слово друг”, “Твой друг”, “Мой брат Миша”, “Мой верный чиж”, “Мужчина в доме”, “Бабушка болеет”, “Моя родня”, “Неумейка” - все они проникнуты лирическим чувством, объединяющим гражданственность и душевность, интимность. В них автор не стремится учить, давать советы: он проявляет искренний интерес к личности адресата и пытается найти адекватную форму самовыражения. Поэтому всем лучшим произведениям Якова Акима присуща интонация доверительного, задушевного разговора: “Стихи мои как письма: / Им нужен адресат ”.

Один из ведущих мотивов поэзии Акима - дружба, ей поэт придает особое значение и не случайно само слово “друг” нередко пишет с большой буквы. Дружеское отношение к миру, умение находить в нем близких себе по мироощущению, распространяется не только на равных по возрасту и опыту, но и на все сущее - хорошим другом может стать даже чижик или щенок. При этом важнейшим для формирования гармоничных взаимоотношений с миром, по мнению поэта, является чувство отзывчивости, сопричастности чужой судьбе. Эта мысль всегда существует как подтекст и чрезвычайно значима для поэзии Акима.

Еще один постоянный мотив лирики поэта - любовь к природе, обретение себя через нее, образ природы как образ Родины. Близость классической традиции, динамизм, выразительные эпитеты и метафоры, олицетворение, близкое к отождествлению, позволяют Акиму сделать пейзаж отражающим человеческие чувства и настроения. Так, в стихотворении “Весенний лес” происходит соединение образа отрочества с картинами пробуждения природы, причем эта параллель носит характер не внешнего, а глубокого сопоставления: ‘‘Весенний лес нескладен и высок, -/ Как неуклюже скроенный подросток,/ Шагает он вразброд, наискосок,/ Весь в ссадинах, наростах и коростах”. При этом своей главной задачей поэт считает “не дать растущему человеку сделаться суше, рациональнее”, научить его любить жизнь не умозрительно - душой.

К какому бы предмету непосредственно ни были обращены стихи Якова Акима, они всегда передают душевное состояние автора, его эмоциональный, нравственный, духовный опыт. Кажется, что многие стихи написаны “на вырост”, автор закладывает в них больше, чем может освоить маленький читатель, как бы в расчете на дальнейшую работу подсознания: “Для того чтобы детские стихи западали в душу, в них должен быть... второй слой. А для того, чтобы он был, необходим внутренний повод: огорчение, влюбленность, радость, грусть. И потом это в детях прорастает”. Понятно, что повод часто далек от сюжета и темы, но вне его стихотворение окажется отвлеченным и неискренним; возможно, этим объясняется факт, что Яков Аким пишет стихи довольно редко, иногда с паузами в года - “Позволить себе просто зарифмовать стишок, независимо от душевного состояния, - не могу”.

В последнее время автор стал активнее обращаться к прозе. В результате стремления автора не только отразить непосредственно, но и осмыслить, объяснить мир, в котором он живет и хотел бы жить, появилась повесть-сказка “Учитель Так-Так и его разноцветная школа” - произведение в некотором смысле автобиографическое: в нем нашли отражение воспоминания о погибшем в 1942 г. отце. «Отца я так любил, что долго не мог ни строчки о нем написать. Так бывает, когда теряешь очень близкого человека. Пожалуй, впервые я немного рассказал об отце в повести-сказке “Учитель Так-Так”...»

Сказка повествует о необычной “разноцветной” школе из поющих кирпичей на зеленой лужайке среди желтых одуванчиков, в которой идут особые уроки - на них учеников учат видеть и слышать, отличать правду от лжи, а ложь - от фантазии, сказки, учат находить общий язык с окружающим миром, будь то собственные рисунки, цветы, аквариумные рыбки или игрушки.

Постичь все это помогает героям сказки - Ленточке, Мультику, Понимальчику, Ушастику, Фоку - учитель, прозванный Так-Так за любимую поговорку. Образ учителя-сказочника, не стесняющегося качаться на школьных качелях и играть на глиняной дудочке со странным названием “окарина”, - главная художественная находка Акима. Этот скромный человек слывет волшебником не только потому, что очень много знает, но в первую очередь потому, что, несмотря на все испытания, он сумел сохранить память детства, помогающую ему всегда находить верную интонацию в разговоре с учениками. Он доверчив и серьезен, добр и чуток, искренен и мудр, он умеет находить нужные слова и говорить их вовремя, не воспитывая, а делясь мыслями. В сказке сочетаются лирика и юмор, незатейливость и художественная многогранность, фактографичность и игра.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7328