Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Голый год": описание и анализ романа Пильняка

  • Статья
  • Еще по теме

«Голый год» — роман Бориса Пильняка. Написан в 1920 г., впервые издан в 1921 г. В переработанном виде включил рассказы из сборника «Быльё» (1919 г.).

«Голый год» является образцом так называемой орнаментальной прозы: для нее характерны повторы, ритмизация, образная насыщенность, активная символизация и метафоризация, монтажные принципы композиции, использование «графизмов», пристальное внимание к слову и его внутренней форме («Слова мне — как монета нумизмату», — писал Пильняк). Пильняк обратился к орнаментальной прозе вслед за Андреем Белым и А.М. Ремизовым — родоначальниками и одновременно разными «полюсами» этого направления в русской литературе — и использовал ее приемы вплоть до 1929 г., когда он (скорее, под влиянием внешних обстоятельств) перешел на «гладкопись» беллетристического стиля.

За внешней хаотичностью формы романа «Голый год» Пильняка (в нем с первого взгляда не просматривается ни фабула, ни единство построения в традиционном понимании) — своя строгая система, не сразу уловимая; в основе композиции — монтаж (композиция «кусковая», как писал В.Б. Шкловский), связь между «кусками» — при помощи лейтмотивов, повторяющихся образов, развернутых метафор. Большую роль в романе играют графические выделения, активно использует Пильняк документы, цитаты, выписки, тексты объявлений; привлекает в качестве «матерьяла» (важное для Пильняка слово, подразумевающее некие внелитературные элементы текста) анекдоты, частушки, заговоры и т.п.

Роман «Голый год», названный критиками «первым откликом на революцию», дал Пильняку, по его же словам, известность, вызвал большие критические споры.

Критика оценила роман неоднозначно: Пильняка обвиняли в «пугачевщине», искажении революции, натурализме, физиологизме и т.п. Однако в целом «Голый год» был принят восторженно, он в одночасье сделал имя автора знаменитым, а «метельный стиль» романа стал нарицательным. За короткое время имя автора «Голого года» становится широко известным («ключевая фигура советской литературы» — Г. Струве; «имя Пильняка было самым крупным писательским именем двадцатых годов» — В.Т. Шаламов).

Главное место действия в «Голом годе» — город Ордынин (прототипом его послужила Коломна, где Пильняк провел годы войны и революции). В центре внимания автора — жизнь и жители уездного города «на переломе» («верно чувствует уездное», — писал М. Горький о Пильняке А.К. Воронскому), и через призму авторского «орнаментального» восприятия предстает картина жизни российской провинции, «переломленной» революцией. Пильняк пользуется приемом постоянного чередования планов изображения, связывая их лейтмотивами (появляется ставшее знаменитым — «Россия. Революция. Метель»), зачастую отстраняясь от объекта описания (например, главки «Глазами Андрея», «Глазами Натальи», «Глазами Ирины»): перед нами вслед за Ордыниным появляется Москва, Китай-город; деревня, коммуна анархистов; поезд, мешочники (Пильняка обвиняли, что он увидел революцию лишь «из окна теплушки») — разрозненная, калейдоскопичная картина «метельной», взбаламученной революцией и войной России.

Символ метели, для русской литературы вообще характерный, у Пильняка наполняется новым смыслом. Дело не только в том, что для него, как и для А.А. Блока, метель — это революция: Пильняк использует внутреннюю форму слов (метель — от «мести», «выметать», «обметать»; мятель — от «мястись», «приходить в смятение») и с помощью лейтмотивов («Гвииу, гваау, гаау!..») и других образных средств расширяет семантическое пространство, так рождается смысловая двуплановость, что делает слово «метель» емким и многозначным символом, показывает двойственное начало в этом общем революционном «смятении». Чуть позже, в эпиграфе к повести «Метель» (1921 г.), он напишет: «Никто не знает, как правильно: мятель или метель» (здесь возник новый лейтмотив: «Метель. Муть, мгла, мга, зги»).

Герои романа — купеческий сын Донат Ратчин, «полный ненависти и воли», офицер-дворянин-студент Андрей Волкович, члены коммуны анархистов, «попик» Сильвестр, обыватели, купцы, мужики, мешочники и т.п. Впервые в художественной прозе появляются «люди в кожаных куртках», большевики — «каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны», — но рисуются они Пильняком схематически, экспрессионистски, подчеркиванием внешних деталей; исключение составляет лишь Архип Архипов, с черной всклокоченной бородой, как у Пугачева, любящий иностранные слова, в том числе пресловутое «энергично фукцировать», зубрящий книги и, не дрогнув, отправляющий людей на расстрел.

История семьи Ордыниных — традиционная для русской литературы тема умирающих дворянских родов, но подается она Пильняком гиперболизированно, как картина полного вырождения и распада. Образы людей умирающей эпохи Пильняку, по опыту жизни, ближе. Их он знает и понимает лучше, чем «кожаные куртки», однако сам, со всем пылом молодости, остается с последними.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:
Просмотров: 15324