Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Елена Гуро: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Елена Генриховна Гуро (настоящее имя — Элеонора, по мнению Б. Лившица, Л. Усенко фамилия «фон Нотенберг» — фикция) - поэтесса, прозаик (30.5.(18.5.) 1877 Санкт-Петербург — 23.4.(6.5.) 1913 Усикирко, Финляндия). Отец Елены Генриховны был генералом; мать — одаренная художница. 

Талант Гуро — писательницы и художницы обнаружился рано. В 1900 году она побывала в Париже, в 1903 закончила образование в школе Общества поощрения художеств, в 1905 опубликовала свой первый рассказ. В 1908-10 гг. вместе с супругом, художником и композитором Михаилом Матюшиным, познакомилась с братьями Д. и В. Бурлюками, В. Каменским и В. Хлебниковым. Она участвовала в футуристических сборниках «Садок судей» (1910, 1913) и финансировала их издательскую деятельность. Елена Гуро выпустила две книги, объединяющие разные тексты: "Шарманка" (1909) и "Осенний сон" (1912). 

Вскоре после ее ранней смерти от лейкемии был опубликован сборник "Трое" (1913), совместно с В. Хлебниковым и Л. Крученых, с иллюстрациями К. Малевича. За изданными при жизни Елены Гуро двумя книгами последовали позже еще две, тоже содержавшие произведения разных жанров: "Небесные верблюжата" (1914) и, спустя несколько десятилетий — "Selected Prose and Poetry" ("Избр. проза и стихи", сост. А. Люндгрен и Н.А. Нильссон, 1988, Стокгольм). 

Произведения Елены Генриховны Гуро не переиздавались ни в Советском Союзе, ни за границей. На Западе работа В. Маркова «Russian Futurism» («Русский футуризм») (1968) положила начало изучению ее творчества. В Советском Союзе Г. Айги в 1989 году (вслед за Н. Харджиевым) предпринял попытку вернуть ее имя из забвения. 

Елена Гуро занимает среди русских футуристов особое место — и не только потому, что она единственная женщина. Ее творчество лишено свойственной футуристам радикальности, ориентации исключительно на новое; ее стиль импрессионистичен, элементы сказки указывают на связь с творчеством А. Ремизова; с символистами ее объединяют урбанистические мотивы и, прежде всего, религиозное мировосприятие. В сборнике "Шарманка" В. Марков особо выделяет рассказ «Порыв», где Елене Гуро удается с намеренным замедлением раскрыть читателю характеры двух женщин, а для создания напряженности — сделать повествование многоплановым и дать открытый конец. Сборник "Осенний сон" назван так по включенной в него пьесе, посвященной ее якобы умершему сыну «Вильгельму Нотенбергу»; герой пьесы — принц Гильом, романтический мечтатель, новое воплощение Дон Кихота. Сборники прозы "Небесные верблюжата" и "Бедный рыцарь" (1910), выпущенные в 1988 году шведским издательством вместе с дневниками Гуро 1910-12 гг., содержат короткие лирические произведения. Здесь автор в реальных и сказочных событиях стремится показать человека как часть гармонического целого природы и метафизической реальности, его место между материальным и нематериальным миром. В прозе Елены Генриховны Гуро чувствуется любовь к светлому, к свету.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (24.10.2016)
Просмотров: 1509 | Теги: творчество Гуро, Гуро