Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Биография и творчество Василия Белова, произведения для детей

  • Статья
  • Еще по теме

Белов Василий Иванович (1932 - 2012) родился в д. Тимониха Вологодской обл. Окончил семилетнюю школу; получил специальность столяра и плотника, позже в школе фабрично-заводского обучения в г. Сокол приобрел специальность моториста-дизелиста, электромонтера, а в армии выучился на радиотелеграфиста.

В 1964 г. Василий Белов окончил Литературный институт им. А.М. Горького. В литературу пришел как поэт. В 1961 г. вышел сборник его стихов “Деревенька моя лесная”. В 1981 г. написана пьеса в стихах “Бессмертный Кощей”, отдельные поэтические публикации “случались” и в 90-е годы. И все-таки настоящая известность приходит к Белову-прозаику. Его повести “Привычное дело” (1966), “Плотницкие рассказы” (1968) принесли ему настоящую славу. Русская живая речь, быт, уклад деревенской жизни, мудрость этой жизни глубоко проникновенно переданы писателем в рассказах и повестях.

Традиционное крестьянское, то, что является хранилищем и духовных, и материальных, рукотворных, сокровищ, описано Василием Беловым с тщанием и основательностью. Человеческая душа, утратившая деревенские свои корни, не умеет укорениться в городе. О “болезни” души - цикл повестей “Воспитание по доктору Споку” (1974). Событием литературной жизни стала книга Василия Белова “Лад” (очерки о народной эстетике; 1979-1981). Его романы “Кануны” (1974-1987), “Все впереди” (1987) и др. вызвали острую читательскую полемику.

Василий Белов - лауреат Гос. премии СССР. Манеру этого писателя не спутаешь ни с чьей. В прозе его всегда чувствуется рассказчик, часто - сказитель. Устная речь русского севера с особенной своей интонацией и оборотами, с неповторимым ритмом - это тоже своеобразный герой произведений Белова, который по праву считается продолжателем лучших традиций П. Бажова и Б. Шергина.

В 1989 г. в издательстве “Детская литература” вышла книга Белова “Старый да малый”. В нее вошли маленькая детская повесть “Каникулы”, несколько рассказов, ставших сегодня классикой детской литературы (такие, как “Даня”, “Старый да малый”, “Вовка-сатюк”), а также вошедшие в школьную программу “Скворцы” и “Иду домой” и, кроме того, цикл из 33 коротеньких рассказов “Рассказы о всякой живности”. Произведения эти, написанные в разное время, объединены в книгу вполне обоснованно: это произведения о детях и для детей, но одновременно и для взрослых: лирическое открытие мира, которое делает ребенок, освещено мудростью рассказчика: “Ты спишь, Даня? <...> Ты будешь ходить по крышам, ты будешь летать по небу, ты увидишь луну. Когда-нибудь ты пройдешь по золотой лунной кромке так же, как сейчас Новый год идет по большой тревожной Земле. И синий громадный шар этой Земли будет светить тебе издалека” (“Даня”). Таким финалом микрокосм малыша поэтически вписан в макрокосм Вселенной. Произведения Белова, посвященные детям, глубоко лиричны, хотя в своих размышлениях о прозе он обосновывает настоятельную необходимость наличия в ней сюжета, который бы играл доминирующую роль (“Сюжеты”, 1984), а в своей литературной практике проявляет себя действительно как мастер сюжетосложения.

Поначалу не обещающая никаких хитросплетений сюжета его повесть “Каникулы” позволяет читателю сделать множество открытий: и научных (получение дегтя), и бытовых (седлание коня, прополка капусты), нравственных (уроки дружбы), духовных (слезы и радости ребячьи: о чем?), и одновременно пережить множество приключений. “Праздное время” деревенских ребятишек - сутки без взрослых - делают их и юными робинзонами, и напоминают о героях Марка Твена... Во времени этом плотно сжаты, спрессованы уроки жизни, философской глубиной и лиризмом напоминающие “Бежин луг” И. Тургенева.

Автор не включил в сборник рассказы о войне - это особая драматическая тема, по-особому строит автор и эти произведения. Драматизм же рассказа “Скворцы” тем отчетливей, что здесь описана драма одной семьи и одного маленького мальчика. Или драма одной семьи скворца? Автор именно так ставит вопрос и заставляет отвечать на него самого читателя. Деревенский мальчик, тяжелобольной, проведший всю зиму в постели, ждет прилета скворцов, ждет весны, вместе с отцом мастерит скворечник и с любовью наблюдает за жизнью птиц. Внезапный порыв ветра, налетевший однажды, оборачивается катастрофой для скворцов: скворечник падает, и мальчик, превозмогая боль, еле переставляя ноги, устремляется на помощь своим подопечным. Он просовывает руку в скворечник: “Там никого не было: на мокрых пальцах он увидел осколки небесной, в пятнышках, тонкой скорлупы скворчиных яичек... Больше Павлуня ничего не помнил, небо с облаками опрокинулось...” И когда он придет в себя, главной его заботой будет не собственная боль и болезнь, - слезы настоящего горя льются из его глаз: разбились скворчиные яички! Читая этот рассказ, невозможно не восхититься безыскусностью рассказанной истории, с одной стороны, а с другой - той глубиной психологизма, с которой выписаны герои, той чистотой “оркестровки”, с которой написано все произведение.

Рассказы о всякой живности”, кажется, создавались совершенно, в другом ключе. Их правильнее было бы назвать новеллами, миниатюрами. В коротеньких зарисовках из деревенского быта автор заставляет читателя в обыденном увидеть неповторимое (“Шеф-повар”, “Времена меняются”, “Последняя синичка”). Как и М.М. Пришвин, Белов, кажется, просто описывает увиденное, не давая никаких глубокомысленных сентенций. И все же мгновения, увиденные и изображенные писателем, разворачиваются в мозаичное полотно, которое живет своей внутренней жизнью, формируя глубокое лирико-философское содержание.

Василий Белов постоянно и напряженно размышляет о том, что происходит с русским человеком на “переломе” XX-XXI вв., что происходит с душой человеческой; особая его забота и боль - ребенок, его духовное возмужание. В статьях Белова “Вспомним детство” (1984), “Немного о сказке” (ответ на вопросы газеты “Пионерская правда”, 1983), “Гримасы развязного вкуса” (1979) учитель литературы и юный читатель найдут ответы на многие волнующие их вопросы. Белов как художник, чутко вслушивающийся в народную речь, в ряде своих статей выступает защитником “экологии родного языка” (“Еще раз о языке”, 1971, “И снова о нем”, 1983).

К кругу детского и юношеского чтения следует отнести такие рассказы, как “Мальчики”, “Гриша Фунт”, к кругу юношеского чтения - “Лад” и юмористические рассказы из “Бухтин вологодских” (1969). Бунинские пророческие слова, “лишь слову жизнь дана” вспоминаются, когда читаешь Белова: “Но почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезли совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире”, - задачу эту писатель решает каждым своим произведением.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4388