Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Биография и творчество Олега Григорьева

  • Статья
  • Еще по теме

Григорьев Олег Евгеньевич (1943-1992) родился в Вологодской обл. После войны семья переехала в Ленинград. Четыре года Олег Григорьев проучился в школе при Академии художеств, но был отчислен в 1960 г. за “формализм”, однако занятия живописью и графикой не оставлял всю жизнь, и в большинстве его стихотворений законы графического видения главенствуют над музыкой слов.

Он неплохо разбирался в музыке, был начитан (во многих произведениях ощутимо знакомство с теорией Фрейда), увлекался биологией. Жизнь и творчество Олега Григорьева отражают особенности советской контркультуры, представителями которой были и его друзья-художники Г. Зеленин, Г. Устюгов, М. Шемякин, “митьки”. По форме стихи Олега Григорьева напоминают поэзию обэриутов, а еще более - частушки и всякого рода скоморошины, порой весьма рискованного смысла. Содержание определяется зыбкими перепадами между комическим и трагическим восприятием действительности, недаром учителями Григорьева были прозаик В. Голявкин и поэт Г. Горбовский. В целом поэзия интересующего нас автора - явление из того же особого ряда русской литературы последних десятилетий, что и прозаическая поэма В. Ерофеева “Москва-Петушки”.

Стихотворения Олега Григорьева, появившиеся в самом начале 60-х годов, сразу поставили поэта в оппозицию к официальному искусству, вместе с тем обнаружили внутреннее единство с городской субкультурой, с поэтикой забытых, казалось бы, обэриутов (в их числе было ставшее “фольклором” четверостишие об электрике Петрове). Только детским стихам удалось пробиться к читателям, вышли два маленьких сборника: “Чудаки” (1971) и “Витамин роста” (1980). Положение поэта осложнилось двухгодичной ссылкой в Вологодскую область, а затем резкими нападками на “Говорящего ворона”, к тому же стихи Олега Григорьева публиковали эмигрантские издания. Только в 1989 г. вышла его третья книга для детей “Говорящий ворон”. Его стихи публиковались на страницах ж. “Аврора”, “Пионер”, “Костер”, “Искорка”, “Искусство Ленинграда”, в газ. “Смена” и “Митьки”. Однако достаточно ясное представление о поэте Григорьеве читатели смогли составить лишь после его смерти, когда увидел свет наиболее полный сборник “Стихи. Рисунки” (1993).

Герой “взрослой” поэзии Григорьева - горожанин-маргинал, человек вне общества, идущий не по дороге со всеми, а по бездорожью. Но взгляд с обочины жестко прям и по-детски непосредственен, потому так пронзительно больна откровенность бесчисленных городских эскизов. Во взрослом герое-неудачнике проглядывает ребенок - двоечник, недотепа. Существование париев среди детей и взрослых определяется экзистенциальными противоречиями мирового порядка (“Люди от звезд приходят”). Однако взрослый и ребенок одинаково “требуют ласки”, решительно заявляя о равенстве прав на уважение. Страдание для героев Олега Григорьева есть единственный способ познания бытия через повседневный быт и вместе с тем это способ самоконстатации в мире: “Я ударился об угол - / Значит, мир не очень кругл”.

Диалог и монолог - две основные формы лирического выражения у поэта - позволяют раскрыть и обосновать сугубо индивидуальную, а значит, имеющую право быть позицию. Учитель являет собой крайнее воплощение взрослого, глухого к объяснениям и обидам ученика, а двоечник - это и есть настоящий ребенок со всеми его маленькими трагедиями и комедиями, как, например, в стихотворении “Глобус”. Мотив взаимного непонимания между детьми и взрослыми обыгрывается Олегом Григорьевым и в комической и в трагической тональности. Детские обиды смягчаются взрослой иронией, и, несмотря на бесконечную печаль повседневности, поэт видит торжество детского начала в мире: “Дым, кудрявый, как Оля, / Рвался из города в поле. / Рыжее солнце, как Петя, / Сияло всему на свете”.

Далеко не все стихотворения Григорьева можно предложить детям, но все они несут в себе детское начало. Поэт поставил знак равенства между миром странных взрослых и миром обыкновенных детей, а также знак подобия между смехом и слезами. Творчество Олега Григорьева еще раз доказывает: детскость есть одно из важнейших свойств современного художественного мышления, свойство, все больше и больше размывающее границу между “взрослой” и детской литературой. Прочитав “Один день Ивана Денисовича” А.И. Солженицына, Григорьев написал повесть “Один день детсадника”, до сих пор не опубликованную. Многие стихотворения Григорьева, в том числе и детские, положены на музыку и стали песнями в рок-репертуаре.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2678