Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Белый Бим Черное ухо": анализ произведения Троепольского Г.Н.

  • Статья
  • Еще по теме

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

Слова авторского отступления мужественны, проникновенны и искренни. В них нет налета сентиментальности, нет ничего напоказ — все осердечено любовью к живому существу, не защищенному от жестокости.

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
81
Рассказать друзьям:
Просмотров: 32771