Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Александр Володин: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Моисеевич Володин - драматург, прозаик (10.2.1919 Минск – 17.12.2001 Санкт-Петербург). В 1949 году Александр Володин окончил сценарный факультет, затем работал редактором Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Его первая пьеса "Фабричная девчонка" (1956) вызвала продолжительные споры из-за того, что в ней обличалась лживая коммунистическая этика. До 1991 года он написал свыше 20 пьес, самые известные из них он трижды смог опубликовать сборниками (1967, 1980, 1985). Время от времени Александр Володин писал короткие рассказы (называя их «записками»), а также лирику. За сценарий кинофильма "Осенний марафон" (1979) он был награжден Государственной премией РСФСР 1981. С 1984 года для него упростилась возможность печататься. Александр Моисеевич Володин вступил в КПСС в 1949 году, в 1990 вышел из нее. Жил в Санкт-Петербурге. 

Александр Володин — один из лучших русских драматургов 20 века, часто подвергался критике. Долгое время его имя не упоминалось или упоминалось отрицательно в учебниках и пособиях по истории советской литературы, хотя его вторая пьеса "Пять вечеров" (1959) вошла в постоянный репертуар советских театров: от 110 до 407 спектаклей в год за 1959-73. В пьесе "Фабричная девчонка" он с симпатией изображает девушку, которую преследует секретарь комсомольской организации и которую увольняют с фабрики. В пьесе "Пять вечеров" он показывает обычные отношения между людьми как контраст с картиной героических деяний, пропагандируемой в прессе. Написанная в 1960 году и неопубликованная пьеса Володина "В гостях и дома" говорит о трудностях в отношениях между женщиной, которая после смерти мужа ищет новых привязанностей, и ее взрослыми детьми. Пьеса "Моя старшая сестра" — в позднейшей, после неоднократных нападок критики переработанной редакции получила название "Старшая сестра", — показывающая опасность любви и заботы о ближнем, если они ведут к подавлению его личности, считалась одной из лучших (342 спектакля в 14 театрах в 1963). Пьеса "Назначение" (1963), в которой выведен человек, не готовый к руководящей деятельности, вызвала официальное порицание (журнал «Театр», 1963, № 10) и подверглась существенной переработке. "Аттракционы" (1967) — пьеса Александра Володина, написанная по двум его киносценариям: "Похождения зубного врача", в трагикомическом ключе изображающая трудности, с которыми сталкивается талантливый человек в обществе, и "Похождения фокусника" (первое название «Загадочный индус»), соединение клоунады и комического гротеска. В пьесе "Дульсинея Тобосская" (1971) автор изображает трагедию женщины, которая была влюблена в выдуманного ею Дон Кихота, в действительности не соответствовавшего этому идеалу. Пьеса "С любимыми не расставайтесь" (1969), на первом плане которой — драма человеческих взаимоотношений, содержит сказочные элементы. В рассказе "Стыдно быть несчастливым" (1971) сквозь горькую усмешку проступает положительное восприятие жизни. В кинофильме "Осенний марафон" речь идет об одиночестве и границах доброты. Пьеса "Портрет с дождем" (1980) показывает полную перемен жизнь женщины, в которой «живет божественный инстинкт материнской любви (Клименко) и которая обретает полноту жизни в существовании для других. 

В 60-е годы Александр Володин писал пьесы совершенно другого типа — пьесы-притчи: "Две стрелы", "Ящерица", "Выхухоль", где действие происходит в 10-12 веке до н. э. и где он выражает свои мысли о политике и морали при помощи сказочных, мифических и праисторических элементов. Религиозная пьеса "Мать Иисуса" (1989), более 20-ти лет остававшаяся неопубликованной, стала известной благодаря перестройке. Володин изображает Иисуса как человека и сына Божия. Пьесы Александра Моисеевича рождались в поисках правдивого изображения человеческих проблем как противоположность героическим клише драматургии социалистического реализма сталинских времен. Драматург изображает слабовольного человека, скорее приносящего себя в жертву, чем достигающего своей цели, человека, которому уделяют мало внимания или подвергают преследованиям, человека изломанной судьбы. В эпизодической форме его пьес проблемы обнажаются, а не разрешаются. Ограничение личности коллективом, трудности, с которыми встречается в своем окружении человека необычных дарований, составляют круг проблем драматургии Володина, равно как вопросы сексуального и морального плана. То, что внешнее действие в пьесах этого автора отступает на задний план, вызывает сравнение с Чеховым, усиление в них сказочно-символических элементов — с Евгением Шварцем. Консервативная критика указывала на отсутствие в его произведениях идеологической позиции и, признавая их жизненно верными, считала нетипичными для советского общества.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (20.10.2016)
Просмотров: 2473 | Теги: Володин, творчество Володина