Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Бунин И.А.

"Жизнь Арсеньева": история создания и публикации, анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Жизнь Арсеньева» — роман И.А. Бунина. По свидетельству В.М. Муромцевой-Буниной Иван Алексеевич задумал написать роман о жизни в день своего пятидесятилетия в 1920 году. Автобиографические мотивы встречались и в его более ранних произведениях — например, публикуя в 1929 г. новый вариант рассказа «У истока дней», Бунин дал ему подзаголовок «Из давних набросков «Жизни Арсеньева».

История создания и публикации

Роман был начат 22 июня 1927 г. в Грассе и дальнейшая работа над ним продолжалась (с небольшими перерывами) до 1938 года. Отдельные главы были впервые напечатаны в парижских газетах «Россия» и «Последние новости» в 1927 — 1928 гг. Полностью первые четыре книги были опубликованы в журнале «Современные записки» в 1928 (кн. 34, 35, 37) и 1929 г. (кн. 40) под заглавием «Жизнь Арсеньева. Истоки дней». В 1930 г. журнальный вариант с небольшой правкой вышел в издательстве «Современные записки» отдельным изданием. С 1933 г. в берлинском издательстве «Петрополис» выходило собрание сочинений Бунина, в XI том которого (1935 г.) вошел роман. Для этого издания Бунин отредактировал текст — изъял некоторые автобиографические подробности, сократил описания, не имеющие отношения к состоянию души героя. Пятая книга романа, частично опубликованная в «Современных записках» (1933 г., кн. 52 и 53), вышла отдельной книгой в «Петрополисе» в Брюсселе с заглавием: «Жизнь Арсеньева. II. Лика». В 1952 г. нью-йоркское издательство им. Чехова выпустило первое полное издание романа «Жизнь Арсеньева. Юность». Для этого издания Бунин значительно переработал текст прежних публикаций, многое сократил.

Уже публикация первых глав «Жизни Арсеньева» в «Современных записках» вызвала положительные отклики критики разных направлений. О романе писали Г.В. Адамович, К. Б. Зайцев. М. Алданов, Ю.И. Айхенвальд, П. Пильский, В.Ф. Ходасевич, З.Н. Гиппиус. При всем разнообразии трактовок мнение критиков было единым — русская литература обогатилась новой жемчужиной. Вероятно, роман наиболее полно выразил то чувство ностальгии по России, по ее укладу, ее деревням и косогорам, которое так остро ощущали многие эмигранты. В 1961 г. произведение впервые было опубликовано на родине писателя — отдельные главы появились в журнале «Москва», а вскоре вышла и книга.

«Жизнь Арсеньева»: анализ романа Бунина

Свое нежелание продолжать роман писатель так объяснял Марку Алданову: «Я там писал о давно умерших людях, о навсегда утраченных делах. В продолжении надо бы писать в художественной форме о живых, — разве я могу это сделать?» Но «Жизнь Арсеньева» нельзя назвать автобиографией. Сам Бунин категорично отрицал отождествление «Жизни Арсеньева» с «Жизнью Бунина». Он говорил, что книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает часть своей души. Бунин называл «Жизнь Арсеньева» «автобиографией вымышленного лица». И все-таки в Алексее Арсеньеве многое от Бунина — только в очень сконцентрированном виде. Черты характера, взгляды, которые у Бунина вырабатывались годами, юный Арсеньев получает как бы сразу, от рождения; события, растянутые в жизни Бунина на годы, в жизни Арсеньева происходят за месяцы. Прототипы главных героев тоже легко узнаваемы. Отец, брат, учитель Баскаков, Анхен и многие другие — опоэтизированные образы действительно живших людей. «Жизнь Арсеньева» Бунина можно назвать романом памяти, биографией памяти.

Памятью нарисован образ Лики — главной героини романа: Варвара Владимировна Пащенко, дочь елецкого врача, первая любовь Бунина, вошла в его творчество, оставила след во многих неповторимых бунинских женских образах, но главным памятником ей стала все-таки Лика. Сложные, противоречивые отношения Бунина и Вари Пащенко длились около пяти лет и закончились в 1894 г. замужеством Варвары Владимировны. Бунин тяжело пережил разрыв, был близок к самоубийству. Всю жизнь нес он в сердце эту привязанность, точнее, память о ней. Из всех событий романа описание любови Лики и Алеши Арсеньева наиболее далеко от реальных событий. Здесь речь идет не о той женщине, которую Бунин когда-то любил, а о самой любви, о силе молодой страсти, силе чувства. Поэтому и умирает Лика в конце романа, ибо за такой любовью уже ничего не может быть (Варвара Пащенко прожила после разрыва еще более двадцати лет и умерла в Москве). В.Н. Муромцева-Бунина писала, что в Лике воскресла «любовь молодого Бунина, сила, страсть, чувства его. Я нахожу, что в Лике — все женщины, которых он любил».

Узнаваемо и место действия романа. Оторванный от родных мест, лишенный возможности вернуться Бунин вновь и вновь вспоминал — и воспоминания ложились на бумагу удивительными, лиричными строками. Хутор Бутырки (в романе — Каменка), Батурино (Озерки), степной южнорусский городок Елец, в романе так и не названный, но более чем узнаваемый, степные черноземные просторы, изрезанные суходолами и оврагами. Бунин подарил Арсеньеву свою страстную любовь к природе, способность чувствовать ее, обостренность всех чувств. Ему несколькими почти незаметными мазками удается так показать пейзаж, что чувствуются запахи и звуки, а главное, душевное состояние героя, которое этот пейзаж оттеняет.

«Жизнь Арсеньева» занимает особое место в творчестве Бунина. Прежде всего, это самое крупное произведение признанного автора короткого рассказа. Движения души, впечатления, мысли о жизни и смерти, о назначении человека, о Боге — из этих нитей плетется канва романа. Роман — попытка описать жизнь одного человека, становление его личности, историю его души: от первого младенческого взгляда на мир до первых страстей и столкновений с этим миром. Бунина интересует прежде всего развитие «я», его взаимоотношение с миром, воспринимаемое с тех же личностных позиций. Роман нельзя назвать биографией конкретного человека Алексея Арсеньева, это именно жизнь Арсеньева — жизнь, в которой одни события, казалось бы незначительные, оставляют яркий след, а другие стираются из памяти навсегда, в которой важнее, какой закат был в определенный день и как пахли травы, чем какой губернатор правил в губернии и какая партия имела наибольшее влияние. В этой жизни важнее что чувствовал герой в дороге, чем то, куда и с какой целью он ехал. Роман предельно лиричен, поэзия и проза слились в нем воедино, дополняя друг друга, создавая новый неповторимый жанр.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 13387