Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Анализ стихотворения Блока "Россия" (1908 г.)

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Россия» Блока построено по принципу контраста, резкого столкновения идей и образов. Уже в первой строфе сопоставляются времена: «годы золотые» и современность — это сопоставление было очень актуально для России начала XX века, сотрясаемой войнами, революциями и социальными катастрофами:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи...

Три стёртых шлеи означают поэтическую аллюзию на образ Руси-тройки — символ «необгонимого» движения и мощи. Этот знаменитый образ был использован в конце поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Аллюзия значит намёк, указание, это приём, применяемый в литературном произведении. Завершает контраст соединение образов: «спицы росписные», которые вязнут в непроезжей грязи дороги. Этот контраст повторяет мотивы дороги из гоголевской поэмы. Три стёртых шлеи представляют также почти ускользающий намёк на три исторических принципа русской государственности — православие, самодержавие, народность. Так, в первой строфе символически передаётся сложная проблематика времени в её культурном и историческом освещении.

Вторая строфа развивает образы и идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), в котором сопоставлены богатство, нищета и творчество русского народа:

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно...

Лирический герой Блока с глубокой печалью видит «нищую Россию», «серые избы», слышит надрывные «песни ветровые», однако для него эта печаль единоприродна самой сильной любви человека, которую он называет «слезами первыми любви». В стихотворении появляются мотивы любовной лирики, которые разовьются в следующих строфах в тему любви к России.

Ещё один важный для стихотворения «Россия» Блока художественный приём — олицетворение. В третьей — пятой строфах образ России-Родины приобретает черты женского образа. Вначале Россия изображена абстрактно:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Затем судьба России сопоставлена с судьбой женщины:

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Глагол «затуманит» вводит в стихотворение развёрнутое олицетворение, почти полное отождествление природных и человеческих черт и образов:

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

Лицо русской прекрасной женщины проступает в природном ландшафте родной земли.

В последней строфе стихотворения «Россия» Блока рядом поставлены противоположные, даже несовместимые идеи и образы: «невозможное» — «возможно», «дорога долгая» — «легка», «даль дорожная» — «мгновенный взор», «звенит» — «глухая песня». Этот приём в поэзии называется оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) и заключается в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Так, поэтическая мысль последней строфы обобщает противоречивые состояния лирического героя, который скорбит о бедственном положении Родины и одновременно любит её непостижимой любовью, подобно лирическому герою Лермонтова в стихотворении «Родина». Поэтому использование приёма оксюморон в финале произведения выражает непоколебимую веру в будущее России, несмотря на все её бедствия.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5406