Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

Анна Ахматова: биография и творчество поэтессы (3 вариант биографии)

  • Статья
  • Еще по теме

В 1961-м году Анна Ахматова (1889 – 1966) написала пронзительно-горькие строки о своей жизни: "Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был". Эти строки многое объясняют в судьбе "царскосельской веселой грешницы", как она называла сама себя в поэме "Реквием", прошедшей путь от воспевания любви и страданий, вызванных этой любовью, до осознания подлинного трагизма единства своей судьбы и судьбы своего народа, от которого Ахматову долго, но, к счастью для народа, безуспешно отлучали люди, считавшие себя вправе определять, "Кому быть живым и хвалимым..." (Б. Пастернак).

Анна Ахматова, биография которой нас интересует, относится к поколению поэтов "серебряного века", однако она прожила очень долгую жизнь, можно сказать, что она пережила эту эпоху - чтобы свидетельствовать о ней и хранить ее в своей судьбе и своем творчестве, не дать "траве забвения" покрыть собой одну из самых великих и трагических страниц русской литературы.

Рожденная "около моря", под Одессой, она "годовалым ребёнком была перевезена на север - в Царское Село", и именно там истоки поэтического чуда, которое позже стало называться выбранным Анной Горенко псевдонимом Анна Ахматова. Именно таким именем были подписаны стихотворения, составившие вышедший в 1912-м году сборник "Вечер", который стал дебютным для жены мэтра акмеизма Николая Гумилева, оказавшейся поэтом с удивительной, неповторимой интонацией, которую сразу выделили читатель и критика. О том, как был встречен этот сборник, Анна Ахматова в автобиографии "Коротко о себе" скажет: "Критика отнеслась к нему благосклонно".

Ахматова начинала как акмеистка ("Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов... я сделалась акмеисткой"), однако уже в дебютных своих произведениях она была слишком яркой поэтической индивидуальностью, практически у нее не было периода ученичества, она сразу стала собой – поэтому трудно говорить о влиянии на ее творчество эстетики акмеизма, скорее, благодаря Ахматовой, акмеизм приобрел множество поклонников.

В 1914-м году, в марте, выходит вторая книга стихов Ахматовой - "Четки". По словам автора, "Жизни ей было отпущено примерно шесть недель", поскольку начало войны, "мировые события", отодвинуло на задний план всё, что не имело отношения к "злобе дня". Однако даже в эти грозные дни исполненная высоких чувств лирика Ахматовой оказалась востребованной, книга имела большой успех и своего читателя.

Книга стихотворений "Белая стая" вышла в 1917-м году, и ее судьба была тесно связана с трагическими событиями, перевернувшими жизнь России и мира. В стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю" Ахматова однозначно ответила на вопрос, что значит лично для нее Россия, подтвердив, что является русским поэтом, не мылящим себя вне Родины. Эта мысль проводится ей в стихотворениях "Когда в тоске самоубийства..", "Все расхищено, предано, продано..." позднее - в поэме "Реквием" и других стихотворениях, в том числе написанных в годы Великой Отечественной войны.

В 20-е годы выходят сборники "Подорожник" (1921) и "Anno Domini" (1922), а, как будет позднее написано в автобиографии, "С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать". Связано это было с тем, что с середины 20-х годов начались процессы "партийного руководства" литературой, и те из писателей и поэтов, кто не хотел или не мог "правильно понять политику партии", от читателя отлучались. Трагизм положения Анны Ахматовой усугублялся тем, что в тридцатые годы на ее семью обрушились аресты: были арестованы ее сын и муж, потом, после того, как ей удалось добиться их освобождения, спустя какое-то время снова был арестован ее сын Лев Николаевич Гумилёв, осуждённый после "семнадцати месяцев" тюрьмы к пяти годам лагерей... Именно в эти страшные для себя годы она создаёт поэму "Реквием" - поэму, сохраненную в памяти для того, чтобы стать подлинным памятником женской стойкости и величию души женщины-матери.

Одним из вершинных достижений русской лирики периода Великой Отечественной войны стал цикл стихотворений Ахматовой "Вечер войны", в котором выражается несокрушимая вера в победу русского народа, наиболее полно воплотившаяся в гениальном стихотворении "Мужество".

Послевоенные годы стали для Ахматовой временем самых страшных в ее жизни испытаний, потому что в августе 1946-го года было принято специальное постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором было объявлено, что именно Анна Ахматова и Михаил Зощенко являются наиболее реакционными из ныне живущих писателей, а в докладе тогдашнего секретаря ЦК Жданова был вынесен своего рода приговор: "Творчество Ахматовой - дело далекого прошлого; оно чуждо современной советской действительности и не может быть терпимо на страницах наших журналов". Кроме того, в 1949-м году снова был арестован ее сын, и страх за его жизнь стал постоянным спутником жизни Ахматовой в эти годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она создает цикл стихотворений "Слава миру!", в котором славит Сталина, любая мать на ее месте поступила бы так же: речь шла о жизни её сына. Неслучайно об этом ее поступке говорят и как о "подвиге" жертвенности и материнской любви, выражении величия духа Ахматовой...

В 50-е годы Анна Андреевна занималась художественными переводами, исследованиями жизни и творчества Пушкина, заканчивала "Поэму без героя", одно из самых загадочных произведений об эпохе "серебряного века". В начале 60-х она пыталась издать поэму "Реквием", но ... поэму издали в Мюнхене, а на родине поэта она впервые была издана только двадцать один год спустя после смерти автора.

В последние годы ее жизни Ахматовой были присуждены престижные литературные премии, она выезжала за границу, неоценима роль Ахматовой в судьбе лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского, других талантливых молодых литераторов. И когда она писала в той же автобиографии "Я была счастлива" – она, несмотря на трагическую судьбу, трагизм ее творческой доли, была права: человек, проживший жизнь так, как Анна Ахматова, понявший и принявший все, что послала ему судьба, сохранивший себя и свое творчество незамутненными, - это по-настоящему счастливый человек!

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3030