Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

"Стихотворения в прозе" (Тургенев): описание цикла произведений

  • Статья
  • Еще по теме

«Стихотворения в прозе (Senilia)» -цикл произведений И.С. Тургенева. Цикл содержит две части и обращение «К читателю». Первая часть впервые опубликована в журнале «Вестник Европы» (1882, №2) под заглавием «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева» с предисловием «От редакции». В журнальную публикацию не вошло по цензурным соображениям уже набранное стихотворение «Порог». Вторая часть при жизни автора не публиковалась, ее беловой автограф хранится в архиве писателя.

Первая группа произведений (68 стихотворений) датируется 1878—1879 гг., вторая — 1881—1882 гг. (15 стихотворений). Беловой автограф содержит 83 произведения, он же определяет авторскую композицию сборника, соблюдающую преимущественно хронологический порядок. Из второй части лишь одно стихотворение «Русский язык» было напечатано при жизни Тургенева. Уже при жизни писателя часть «Стихотворений...» появилась во французских переводах, сделанных при участии автора.

Первую попытку полностью издать «Стихотворения в прозе» предприняли в 1927—1930 гг. А. Мазон, обнаруживший их автографы, и Ш. Соломон, сделавший французский перевод произведений. Сборник «Тургенев И.С. Стихотворения в прозе» (1931 г.) под редакцией Б.В. Томашевского объединил обе группы произведений и стал их первым полным русским изданием.

Особенности последней книги И.С. Тургенева отмечали ее автор и его современники. Тургенев назвал свой цикл «последние тяжкие вздохи <...> старика». П.В. Анненков писал, что личное здесь «играет первую и самую блестящую роль; <...> составляет их parfum [аромат] и прелесть». Гуманность мысли и поэтичность были также отмечены современниками в числе достоинств, но их внимание обращало на себя необычное для творчества Тургенева отсутствие анализа общественной жизни. Не обошлось и без пародийных подражаний.

«Стихотворения в прозе» ввели в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы. Среди его характеристик отсутствие стихотворных рифм и размера, ритмичность и интонированность прозаического повествования, лиричность, завершенность отдельных фрагментов, гибкость жанровых форм (эпизод, размышление-монолог, отрывок). Цикл скреплен единством мысли и построения, творческой индивидуальностью автора. Наиболее сложен вопрос о генезисе этих произведений. Изучая истоки жанра, исследователи отмечали его связь с творчеством самого Тургенева («Поездка в Полесье», «Вешние воды», «Призраки», «Довольно», «Записки охотника», отдельные эпизоды «Дворянского гнезда»). В качестве источников указывают также «Тройку» в конце первого тома поэмы «Мертвые души» и ритмизованные отрывки «Страшной мести» Н.В. Гоголя. Но наиболее убедительны параллели с книгой А. Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1842 г.) и с «Маленькими стихотворениями в прозе» Ш. Бодлера (1855—1865 гг.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2749