Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Сочинение: Образ Базарова в романе "Отцы и дети"

  • Статья
  • Еще по теме

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в эпоху, когда стал создаваться тип революционера-демократа. Но к тому времени этот тип людей встречался еще редко. Тургенев сумел уловить это стремление молодых людей к идеалу революционера.

Базаров, главное действующее лицо в романе, нарисован как «новый человек», «нигилист» и бунтарь, ставивший своей задачей «сперва место очистить», а строить потом. Базаров — демократ, который прошел тяжелую школу труда. Демократизм Базарова наглядно отражен в его речи, биографии, портрете, занятиях и характере. Он владеет богатством народного языка, и поэтому говорит ясно и просто, избегая иностранных слов. «Аристократизм, либерализм, прогресс, — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов; русскому человеку они даром не нужны!»  — говорит он в споре с Павлом Петровичем.

Базаров — человек дела, он отличается от представителей обеспеченных сословий: Печориных и Рудиных, которые не способны к практической деятельности, к самостоятельной мысли и общественному действию. В романе Тургенева у Базарова «есть и знание, и воля, мысль, и дело, и все сливается в единое целое».

Нигилист твердо придерживается своих взглядов, не отступает от них ни на шаг. Это видно из его споров с Павлом Петровичем. Базаров обладает глубоким умом. Широк его кругозор. «Главный предмет его — естественные науки, — говорит Аркадий. — Он все знает». И в дальнейшем мы убеждаемся в этом, он осведомлен в области зоологии, ботаники, медицины, химии. Увлечение естественными науками — типичная черта культурной жизни России 60-х годов XIX века.

Герой романа обладает сильными волевыми качествами, которые особо проявились в сцене смерти. Смотреть смерти в глаза, видеть ее приближение, остаться верным себе до последней минуты, не струсить — это дело только сильного человека. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать подвиг». Базаров — гигант, а задача гиганта — умереть достойно.

Евгений — великий труженик. Приезжая домой или к Кирсановым, он целыми днями работал, ставил опыты, у себя дома помогал отцу в практической деятельности. Он работал ради самой работы, но чувствовал по собственным силам, что «его работа не останется бесследной».

Базаров сострадает народу и жалеет его, но эта любовь проявляется в странной критике грубейшего суеверия народа. «Базаров мало расположен идеализировать мужика», — писал Боровский. Евгений Базаров понимает народ, его запросы, нужды, трезво оценивает народные заблуждения, этим он завоевывает право критиковать народ, высмеивать его недостатки. Казалось, он пренебрежительно говорит о русском мужике. Но Евгений выступает не против народа, а против его отсталости, суеверия, забитости. Базаров убежден, что его собственные взгляды определяются потребностями народной жизни. Недаром и речь его близка к народной. Свое имя он произносит так, как называли себя люди из народа. «Евгений Васильев», — представляется он Николаю Петровичу. Он видит в народе способность к борьбе.

Анализируя черты, показанные Тургеневым в образе Базарова, можно подчеркнуть прогрессивность взглядов революционно настроенных людей того времени. Этими чертами нас привлекает нигилист Евгений Базаров.

Мы видим в нигилисте Базарове и некоторые неверные суждения. Так, он отрицает вещи, которые не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина — потерянное время; заниматься музыкой — смешно; наслаждаться природой — нелепо. Базаров относится к природе, как к месту для работы, опытов и наблюдений. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Это, конечно, верно, но нельзя забывать и о красоте, гармоничности природы. В глубине души у Базарова теплится уважение к красоте природы. «Эта яма и осина обладали особым талисманом, я никогда не скучал возле них», — говорит он Аркадию.

Для Базарова изучать отдельные личности не стоило труда, ибо «люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой березой отдельно». Евгений считал, что достаточно хорошо изучить одного человека, чтобы знать других. Большая ошибка Базарова в том, что, отрицая принципы, он переоценивал ощущение и недооценивал сознание. Например, он считал честность ощущением.

Теперь мы твердо можем сказать, что такие, как Базаров, расчистили место для революции. Образ Базарова сыграл большую роль в воспитании будущего поколения революционеров.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 72