Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Подробный обзор творчества Тургенева И.С.

  • Статья
  • Еще по теме

Повесть «Андрей Колосов», первый его опыт в художественной прозе, появилась в печати в 1844 г. Герой, именем которого названа повесть, — не помнящий родителей, воспитанный на медные деньги студент, человек редкого обаяния, душа студенческого кружка, любимый товарищами за веселый, открытый нрав. Прямодушен и честен Колосов и в отношениях с женщиной, некогда любимой: он расстается с ней, когда понимает, «что его сердце не все, не вполне проникнуто ею». Выбор Тургеневым подобного центрального персонажа означал подчеркнутый отход писателя от романтизма, отказ от байронического героя, обесцененного к середине 40-х гг. многократным повторением. В лице рассказчика впервые в творчестве Тургенева появляется герой с чертами «лишнего человека»: рефлексирующий, слабовольный, сомневающийся, благородный в своих стремлениях, но не способный к действию.

Повесть «Бретер» (1847) — также удар по эпигонам романтизма. Лучков, вызывающий вначале интерес загадочным молчанием, славой смелого дуэлянта, на деле оказывается необразованным пошляком, жестоким, злым человеком, убившим на поединке единственного друга. В «Бретере», как и в «Двух приятелях» (1854), симпатии Тургенева — на стороне людей простых, естественных, не претендующих на исключительность.

В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч», а в 1852 г. вышел отдельной книгой весь цикл. М. Салтыков-Щедрин считал, что «Записки охотника» положили «начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». Повесть «Постоялый двор» (1855) примыкает к «Запискам охотника». В ней писатель рисует яркий образ крепостного крестьянина, наделенного незаурядными нравственными качествами, здравым умом, но загубленного обстоятельствами, крепостническим строем.

В это же время писатель создает ряд повестей, в которых, вслед за вошедшим в «Записки охотника» «Гамлетом Щигровского уезда» (1849), обращается к судьбам представителей дворянской и разночинной интеллигенции — идеалистов и скептиков, людей, смятых жизнью. Это герои «Дневника лишнего человека» (1850), «Затишья» (1854), «Переписки» (1854), «Якова Пасынкова» (1855). Разные оттенки вносит Тургенев в обрисовку своих героев. Если в «Гамлете Щигровского уезда» преобладает ирония, то в «Дневнике лишнего человека» звучат трагические ноты. «Переписка» — это исповедь двух душ, повесть о несостоятельности человека, сделавшего ошибку, приведшую его к пустоте, тупику. Герой повести «Яков Пасынков» — скромный, застенчивый бессребреник, романтик чистой воды. Тургенев с глубоким проникновением рисует душевный мир героинь этих повестей. Бесстрашие, прямота, страстность характеризуют Софью («Яков Пасынков»). Эти черты явственно выступают рядом с пошлой ограниченностью ее избранника. Так же непохожи друг на друга прямая, гордая, неспособная на компромиссы Маша и слабый, беспечный, хотя и обаятельный Веретьев («Затишье»).

Повести эти во многом предваряли первый роман Тургенева — «Рудин» (написан в 1855 г., опубликован в 1856 г.). Время действия романа — как это свойственно произведениям Тургенева — точно определено: конец 30 — начало 40-х гг. Эти годы — важный период в истории русской общественной мысли, когда передовую роль в духовном развитии общества играла дворянская интеллигенция. Рассказывая о среде, воспитавшей Рудина, Тургенев воскрешает атмосферу философских студенческих кружков, куда входили будущие выдающиеся общественные деятели, писатели, критики — Герцен, Огарев, Грановский, Бакунин, да и сам автор «Рудина». В личности руководителя кружка, его души и вдохновителя Покорского Тургенев, по собственному признанию, запечатлел образ Станкевича, которого хорошо знал и любил. Отдельные черты Покорского напоминают Белинского.

Рудин — главный герой романа — яркий, талантливый человек, пламенный оратор, убежденный просветитель, пропагандист. Речи Рудина пробуждают молодые души, вызывают и в Наталии Ласунской, и в учителе Басистове возвышенные стремления, жажду подвига. Но Рудин не знает подлинной России, оторван от жизни, и, как точно отметил еще Д. Писарев, это «тип человека, у которого слово заменяет дело». В эпилоге Рудин, случайно встретившись со своим старым университетским товарищем, помещиком Лежневым, с грустью признается: «Строить я никогда ничего не умел, да и мудрено строить, когда и почвы-то под ногами нету...». Но есть правда и в словах Лежнева, когда, возражая Рудину, он говорит, что «доброе слово — тоже дело». Постаревший, измученный неудачами Рудин вызывает не столько сожаление, сколько чувство уважения — потому что его сжигал «не дух праздного беспокойства», а «огонь любви к истине», потому что всякий раз он «жертвовал своими личными выгодами, не пускал корней в недобрую почву, как бы она жирна ни была».

Для издания 1860 г. Тургенев написал эпилог — Рудин погибает в Париже 26 июня 1848 г., на последней сражающейся баррикаде.

После выхода в свет романа Н. Некрасов писал о его герое: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные следы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Н. Чернышевский, возражая критикам, сближавшим Рудина с Печориным, подчеркивал различие этих героев: если Печорин — эгоист, Рудин — энтузиаст, если «один живет для своих страстей, другой — для своих идей. Это люди различных эпох, различных натур». М. Горький видел в Рудине человека «своевременного и сделавшего немало добра». И если он остается мечтателем, а не деятелем, то тому виной «гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач».

В «Рудине» впервые появляется героиня, открывающая галерею так называемых «тургеневских девушек». Чистота души, ясность ума, желание служить общему благу, стремление отказаться от собственного благополучия во имя высокой цели, ради счастья своего избранника — эти качества отличают Наталию Ласунскую в «Рудине», а позже — Лизу Калитину и Елену Стахову.

Период с середины 50-х гг. до 1868 г. чрезвычайно значителен и в истории России, и в творчестве Тургенева. На эти годы падает смена царствования (после смерти Николая I трон переходит к Александру II), Крымская война и поражение в ней России, отмена крепостного права, подъем общественного движения и выход на общественную арену демократической, разночинной интеллигенции. Для самого Тургенева начало этого периода было связано с грустными переживаниями — прощанием с молодостью, острым чувством личной неустроенности.

Повести «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) — о любви, ее возникновении — внезапном, как удар молнии, ее стихийной силе, о ее красоте и трагичности.

Героине «Фауста» Вере Ельцовой, воспитанной матерью в суровых нравственных устоях, после чтения «Фауста» Гете открывается новый, неведомый мир чувств. Но жажда любви и счастья оказывается несовместимой с требованием долга. Вера, отдавшаяся чувству и забывшая о муже и заветах покойной матери, гибнет. Герой повести, потрясенный гибелью Веры, приходит к убеждению, что жизнь — не наслаждение, не стремление к счастью, а исполнение долга.

Повесть «Первая любовь» во многом автобиографична. С необычайной психологической глубиной рисует Тургенев рождение в душе подростка первого чувства, необъяснимые, внезапные переходы от безысходной тоски к неудержимой радости, ревность и терзания. Повесть эта, как и «Фауст», проникнута печалью, ощущением трагического разлада мечты и действительности.

Повесть «Ася» Тургенев, по его словам, писал «горячо, чуть не со слезами». «Ася» — еще одна история первой и тоже несчастной любви. Открытая и горячая, пылкая и самолюбивая, Ася, дочь крепостной крестьянки и барина, рано начинает задумываться над противоречиями жизни, замыкается в себе. Любовь окрыляет ее, придает ей силы, веру в жизнь. Но тот, кого она полюбила, не смог достойно ответить на ее чувство, его одолевали, мучили сомнения. Чернышевский считал, что настало новое время и поэтому такие люди, как пассивный герой повести «Ася», практически никчемны: они принадлежат прошлому, «лишним людям» 40-х гг., уже сходящим с исторической арены.

Широкая картина жизни русского общества 40-х гг. дана в романе «Дворянское гнездо» (1859). Отнеся время действия романа к 1842 г., Тургенев подробно рассказывает о родословной своих героев, воскрешает тем самым историю «дворянских гнезд», которая омыта слезами многих жертв ненавистного Тургеневу крепостнического строя. Герой романа Лаврецкий — глубокий, умный, нравственно чуткий человек, всеми мыслями и чувствами связанный с Россией, мечтает о деятельности на благо Родины. Он убежден в необходимости сближения с народом. Д. Писарев справедливо заметил, что «на личности Лаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности». Но Лаврецкий, как и Рудин, не находит применения своим силам, он — тоже один из «лишних людей» и, как это видно в эпилоге, может только с надеждой смотреть на молодую поросль, чувствуя себя в 45 лет человеком конченым. «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь» — этими словами Лаврецкого кончается роман.

С глубоким лиризмом раскрывается в романе печальная история любви Лаврецкого и Лизы Калитиной. Лиза — натура поэтическая, живущая богатой духовной жизнью. Нравственный смысл романа — в решении Лизой характерного для многих произведений Тургенева конфликта чувств и долга. Лиза отказывается от счастья во имя долга, более того — она приходит к мысли о незаконности счастья вообще, о необходимости очистительной жертвы.

Роман «Дворянское гнездо» передает атмосферу идейной, философской, общественной борьбы 40-х гг. Между его героями постоянно вспыхивают споры, происходит столкновение различных точек зрения. В частности, и рассудительная трезвость самого Лаврецкого, лишенная широты программы и перспективы, и отвлеченная восторженность без понимания конкретных целей его приятеля Михалевича представляют собой два характерных для того времени направления в идейном развитии интеллигенции.

Роман «Накануне» (1860), увидевший свет перед самым освобождением крестьян, отражает новые общественные настроения и надежды. Если «Рудин» и «Дворянское гнездо» обращены к недавнему прошлому, в них подводятся итоги, роман «Накануне» как бы открыт в будущее. «В основание моей повести,— говорил Тургенев,— положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело продвинулось вперед». По словам Н. Добролюбова, Тургенев понял, что «прежние герои уже сделали свое дело и не могут возбуждать прежней симпатии в лучшей части нашего общества», поэтому писатель «попробовал стать на дорогу, по которой совершается передовое движение настоящего времени». В написанной в то же время статье «Гамлет и Дон Кихот» (1860) Тургенев отдает предпочтение людям типа Дон Кихота, активным, деятельным, одушевленным «бескорыстным энтузиазмом», и осуждает бесплодность «гамлетизма», рефлексию слабой воли.

В «Накануне» освещены идеи и настроения, которые возникли в России, предваряя революционную ситуацию 60-х гг. Пафос романа — в духовном пробуждении, в утверждении действенной любви к Родине.

Героиня романа Елена Стахова в известной мере продолжает галерею тургеневских девушек. В ней есть черты, сближающие ее с Натальей Ласунской и Лизой Калитиной. Но Елена тверже, независимее их, у нее нет противоречия между чувством и долгом, как у Лизы, она и после смерти своего избранника не вернется в родительский дом, так как разорвала все нити, связывавшие ее со своей средой. Встретившись с болгарином Инсаровым, посвятившим жизнь великой цели — освобождению Родины от владычества турок, Елена становится не только женой, но и его верным другом, единомышленницей.

То, что Тургенев сделал героем романа болгарина, исторически объяснимо: в 50—60-е гг. активно развивались связи передовых слоев русского общества с деятелями болгарского национально-освободительного движения, бедствия болгарского населения, изнывавшего под гнетом османской Турции, вызывали сочувствие в России. Но в то же время Тургенев наделил Инсарова чертами русского разночинца-демократа. Не случайно поэтому исследователи часто сопоставляют Инсарова с героями романа Н. Чернышевского «Что делать?».

Но будет ли в России свой Инсаров? На этот вопрос ответил Н. Добролюбов статьей «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне». Тургенев увидел в статье Добролюбова призыв к революции и не одобрил ее. Писатель глубоко, искренне желал благодетельных преобразований своей Родине, но не разделял взглядов тех, кто считал, что эти преобразования могут свершиться лишь революционным путем.

Однако при всех расхождениях с революционными демократами Тургенев — первый в нашей литературе — отметил и появление новых людей, и все возрастающую роль разночинной интеллигенции, подходя к ее изображению без всякой предвзятости.

Роман «Отцы и дети» (1862) написан о живой современности: действие его происходит в 1859 г., эпилог отнесен к 1861 г. Герой романа Евгений Базаров — представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции. Это человек, прошедший тяжелую школу жизни, независимый, временами резкий. Базаров, названный в романе нигилистом (что, по словам Тургенева, «надо читать: революционером»), отвергает основы современного строя, требует их уничтожения. Базаров выступает против прекраснодушной болтовни, рабского преклонения перед авторитетами, против «священных принципов», принятых на веру, — и в этом нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. Взгляды Базарова во многом близки Писареву, с ним сближает героя романа Тургенева и нигилистическое отношение к искусству, к Пушкину (современный читатель должен учитывать при этом, что в 60-е гг. имя Пушкина было взято на вооружение защитниками «чистого искусства», борьбой с которыми и объясняется излишняя социологизация в критических оценках Писарева).

Роман «Отцы и дети» — одно из самых значительных произведений Тургенева. От произведения, как отметил Герцен, веет духом политической борьбы, но при этом роман ни в чем не утратил психологической глубины в обрисовке героев, присущей Тургеневу сочности и выразительности языка, мастерства в построении сюжета и т. д.

Величайшая заслуга Тургенева состоит в том, что он, сделав героем романа человека из неблизкой, даже чуждой ему среды, подошел к нему с высшей мерой справедливости. Рядом с представителями старшего и младшего поколения Кирсановых, с Одинцовой, в спорах и столкновениях с ними Базаров кажется и значительнее, и глубже, и человечнее их. Тургенев во многом расходился с людьми базаровского толка, на протяжении романа — и читатель чувствует это — он негодует на Базарова, спорит с ним, но дает понять, что человек этот достоин уважения, а в конце романа склоняет голову перед его памятью.

Выход в свет «Отцов и детей» вызвал ожесточенную полемику, причем в центре внимания оказалась фигура Базарова. Реакционная критика подвергла роман жестоким нападкам, считая, что нигилизм — зло, с которым надо бороться любыми средствами.

В демократическом лагере не было единого мнения. М. Антонович, занявший в «Современнике» место Н. Чернышевского, отрицал художественную и общественную ценность романа, считал его клеветой на молодое поколение. На иной позиции стоял Д. Писарев. В своих статьях «Базаров» и «Реалисты» Писарев высоко оценил роман, снял с Базарова все обвинения, отделил его не только от старших Кирсановых, но и от случайных попутчиков (Аркадий) и ничтожных подражателей (Ситников, Кукшина). С оценкой Писарева согласился и А. Герцен в статье «Еще раз о Базарове».

Роман «Дым» (1867) отразил состояние русского общества пореформенного периода, усиление политической реакции. «Дым» имеет ряд особенностей, отличающих его от предыдущих романов. Действие романа происходит в основном за границей. Герой его, помещик Григорий Литвинов, в отличие от Рудина, Лаврецкого, Базарова, молчалив, сдержан, его отношение к окружающему можно понять лишь из его реакции на слова и поступки других персонажей романа. Случай сводит Литвинова с кружком генералов-аристократов, негодующих по поводу реформы 1861 г. и мечтающих о возвращении крепостнических порядков, — и Литвинов спешит с чувством омерзения покинуть их общество. Случайным гостем оказывается Литвинов и в кружке Губарева, где пустая болтовня прикрывалась доморощенным славянофильством и туманными намеками на некую революционную деятельность. В некоторых высказываниях Губарева и членов его кружка видны отголоски расхождения Тургенева с Герценом. Но обличительный сарказм писатель направил, конечно, не на лондонскую эмиграцию, не на Герцена и Огарева, которых он глубоко уважал, а на их случайных спутников, компрометирующих их деятельность. Так, «пустейший» Бабаев напоминает грибоедовского Репетилова, а в самом Губареве проступают резко отрицательные черты; по возвращении в Россию он становится верным прислужником самодержавия, невежественным и грубым «держимордой».

Единственным человеком, привлекшим внимание Литвинова в Баден-Бадене, оказался Потугин, защитник близких Тургеневу принципов гуманизма западнического толка. Потугин, как и Тургенев, не разделяет веры в крестьянскую общину, обличает национальную ограниченность, защищает демократические свободы, выступает за сближение России с западноевропейской цивилизацией. И в то же время Тургенев наделяет Потугина чертами, снижающими его образ: Потугин чудаковат, невзрачен, непрактичен. В Литвинове он возбуждает и уважение, и сочувствие, и сожаление. По меткому замечанию П. Анненкова, Потугин представляет собою разбитую партию западников 40-х гг.

«Дым» — роман, где нет «тургеневской» героини. Невеста Литвинова Таня — милая, славная девушка — уступает смелым, ярким героиням «Рудина», «Накануне», «Дворянского гнезда». Основная сюжетная линия романа связана с историей любви Литвинова и Ирины — красивой, умной женщины. Попав в высшее общество, она понимает нравственное убожество своего окружения, но не может порвать с ним даже ради любимого человека.

Название романа многозначно — «дымом» оказывается внешне блестящий и ничтожный аристократический круг Ирины, и пустопоржний кружок Губарева, и даже Потугин. Как дым исчезает и любовь Литвинова к Ирине — ее заменяет прочный, спокойный союз с Татьяной. И вся общественная жизнь России в переходную эпоху — это «дым», беспрестанно меняющий направления.

Роман «Дым» вызвал большой интерес, однако мнения были разноречивы. Реакционеров возмущала сатира на высшие слои общества, Герцен отрицательно отнесся к образу Потугина, Тютчев не одобрял Тургенева за недостаток национального чувства. Писарев, упрекая Тургенева за то, что он смотрит на события глазами ограниченного Литвинова, спрашивал: «Куда Вы девали Базарова?». Тургенев ответил Писареву, что в существующих условиях человек типа Базарова не может себя проявить — поэтому «беседовать о нем или его устами — было бы совершенною прихотью — даже фальшью».

В ряде повестей конца 60— начала 70-х гг. Тургенев обращается к прошлому, к воспоминаниям детства и ранней юности, к людям, воспитанным иными условиями, иной средой, цельным, не способным к рефлекции и сомнениям. Таков герой «Бригадира» (1868), пожертвовавший всем ради любимой женщины, посвятивший ей жизнь не задумываясь — достойна ли она этого. Таков и необузданный в своем справедливом гневе Мартын Петрович, герой «Степного короля Лира» (1870), отомстивший дочерям за поруганное отцовское чувство. Фанатически непреклонна героиня «Странной истории» (1869) —дворянка, «барышня», покидающая родительский кров, чтобы следовать странницей за юродивым.

Воспоминания юности нашли отражение и в повести «Несчастная» (1869), о которой Г. Флобер сказал: «Я нахожу эту вещь просто возвышенной». Трагическая жизнь Сусанны, роль виновника ее гибели, незлого, но пустого человека, среда, душившая гордую и прекрасную девушку, — все это имело место в действительности и волновало в свое время членов кружка Станкевича, к которому принадлежал и Тургенев.

В 70-е гг. Тургенев с напряженным вниманием следил за новым поколением передовой молодежи, увлеченной идеалами революционного народничества, встречался за границей с его виднейшими представителями — С. Степняком-Кравчинским, Г. Лопатиным. В повести «Лунин и Бабурин» (1874) интересны образы смелого правдоискателя, «республиканца» Бабурина, сосланного в Сибирь, и последовавшей за ним его жены Музы Павловны. Поэтична повесть «Вешние воды» (1872) — о могуществе любви, о силе и красоте первого чувства, о трагедии человека, изменившего самому светлому в своей жизни. Тургенев сравнивает первую любовь с революцией, когда «однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, — что бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет».

Роман «Новь» (1877) — итог наблюдений Тургенева над русской действительностью 70-х гг., над радикальной молодежью народнического направления. Тургенев гневно выступает против реакции — как ее откровенных и циничных сторонников (Колломейцев), так и тех, кто маскируется либеральными фразами (Сипягин). Передано в романе и тяжелое положение крестьянства, неудовлетворенность народа и прогрессивной части общества крестьянской реформой.

Действие романа начинается в 1872 г., т. е. приурочено ко времени возникновения «хождения в народ». Тургенев показывает, что в основе народнического движения — самые светлые надежды. Но за большое, нужное дело взялись люди по-детски неумелые, наивные, непрактичные, не знающие жизни. Писатель с симпатией рисует представителей разночинной, демократической интеллигенции 70-х гг. — суровую простоту их быта, независимость, нравственное благородство.

Жертвенный героизм народников, их благородный порыв и трагическая оторванность от народа особенно полно воплотились в образе Нежданова. Он безмерно страдает от того, что его наивные попытки «хождения в народ» оканчиваются крахом; жизнь Нежданова обрывается трагически.

Пленителен мужественный образ Марианны. Бедная родственница сановника Сипягина, вынужденная жить в его доме, она ненавидит ту среду, которая окружает ее. Марианну отличает независимость, смелость суждений. Впервые «тургеневская» девушка ищет себе не руководителя, а единомышленника.

«Самым трудным характером» считал Тургенев Соломина. Это человек, не питающий иллюзий ни по отношению к дворянству, ни к идущему ему на смену миру предпринимателей. Сочувствуя революционной молодежи, Соломин понимает бесперспективность ее попыток поднять народ. По словам Соломина, народ надо долго готовить к революции — «да и не так и не тому». Соломин — практик, он верит только в постепенное развитие, а пока организует небольшой завод на артельных началах. С Соломиным соединяет свою судьбу Марианна, и ее решение — наиболее сильный художественный аргумент Тургенева в защиту позиции Соломина.

В «Нови» писатель не только глубоко отразил время, но и опередил его. Появившись в период увлечения «хождением в народ», роман вызвал враждебное отношение у радикальных слоев общества. Ведущий представитель народнической критики Н. Михайловский утверждал, что Тургенев важные общественные явления свел к мелким мотивам. Однако дальнейшие события подтвердили правоту Тургенева. В. Гаршин писал о «Нови»: «Я не понимаю, как можно было, живя постоянно не в России, так гениально угадать все это». Революционер-народник Г. Лопатин, сурово отнесшийся к «Нови» в момент ее появления, позже сказал о Тургеневе: «он знал, что мы потерпим крах, и все же сочувствовал нам».

В последние годы жизни Тургенев создал несколько «таинственных» повестей, в которых раскрыл сложнейшие психологические состояния души человека, обратил внимание на явления, кажущиеся загадочными, странными. К таким произведениям относятся «Песнь торжествующей любви» (1881) и повесть «Клара Милич» (1883), имевшая первоначально название «После смерти» и навеянная историей трагической гибели талантливой актрисы Е. Кадминой, принявшей яд на сцене. В обеих повестях Тургенев говорит о любви, которая оказывается сильнее смерти.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1504