Крестьяне в "Записках охотника". Краткое содержание рассказа "Постоялый двор"
В произведении "Записки охотника" портреты крестьян, которые должны тянуть лямку крепостничества, представлены во множестве. Таким способом автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия. В рассказах "Записки охотника" портреты крестьян, нарисованных автором, характеризуются следующими чертами: это бедные, неопрятные, беспечные и ленивые люди. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему, к своему и чужому горю и даже к смерти. Однако крестьяне в "Записках охотника" имеют и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому они возбуждают сочувствие, жалость. Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он - не человек. Зажиточные хозяева
Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Николая Ивановича знают во всем околотке как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами этот герой снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием. "Постоялый двор": краткое содержаниеОднако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Рассмотрим рассказ "Постоялый двор". Краткое содержание его следующее. Крестьянин Аким Семенов начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает у его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных. Крестьяне-идеалисты, мечтатели
Подобный Калинычу близкий к природе тип русского крестьянина Тургенев выводит в лице Касьяна с Красивой Мечи. Этот маленький, черненький старичок, со своим то лукавым, то доверчивым, то пытливым и проницательным взглядом, тоже человек без практического смысла. Работник он плохой; семьи у него нет, промышлять - ничем не промышляет, как он сам выражается. Правда, Касьян ловит соловьев, но не для продажи, а так отдает добрым людям на утешение и на веселье. Когда герой заговорит о природе, речь его льется свободно, с одушевлением. «Речь его - не мужичья речь», - говорит автор. Однако убивать «тварь ручную», кото рая "от древних отцов", Касьян грехом не считает: она "Богом определена для человека". К человеку вообще он не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где то блаженная страна, где все люди живут в справедливости и довольстве. Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. Здесь, в тесноте, оторванный от родного гнезда, герой совсем потерялся. Но несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью: «И помогают-то они, а грех», - говорит он про нечистые травы. Так как у героя не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то ладней», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он - собственность хозяина помещика. Крестьяне, которых не коснулась цивилизация
Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы. Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк». Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти... с голодухи... отпусти...» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора. Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след. Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе "Свидание". Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающем вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла: я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея. Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева "Записки охотника". М.: "Грамотей", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13867
| |