Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Герои повести "Вешние воды" Тургенева: характеристика главных героев

  • Статья
  • Еще по теме

Джемма в повести «Вешние воды» — итальянская девушка, которую полюбил главный герой, Санин. Джемма — необыкновенная красавица, как будто сошедшая с полотен мастеров Возрождения. В ее облике воплотился идеал гармонии, который в сознании людей тургеневского поколения ассоциировался именно с Италией.

Красота соединяется в итальянке с врожденным артистизмом и силой страсти. Живет в ней и дух свободы, в одинаковой мере противостоящий как политическому деспотизму (Джемма — «упрямая республиканка»), так и размеренно-расчетливой буржуазности. Романтическая натура героини проявляется в любовной истории, составляющей первую часть повести: девушка отказывает своему жениху, богатому торговцу Клюберу, и влюбляется в Санина, спасшего ее брата и дравшегося на дуэли за её честь. Любовь Джеммы окружена ореолом символического смысла: в ней открываются, по мысли Тургенева, «последние» тайны жизни и красоты. Тем поразительнее отказ Санина от выпавшего ему счастья. Его измену героиня тяжело переживает. Но затем, как узнает Санин, она вступает на путь обыденного (и притом вполне достойного) существования — уезжает в Америку, выходит замуж и благоденствует.

Полозова Марья Николаевна — женщина, разрушившая любовь Санина и Джеммы в повести Тургенева «Вешние воды». Крайне эгоистична, часто груба и холодно расчетлива, но при всем том ярко незаурядна. Полозова — человек новой формации, дочь разбогатевшего безграмотного мужика, получившая хорошее образование и завоевавшая себе прочное положение в обществе, в ней нет ничего от психологии выскочки: героиня щеголяет своим плебейством, хотя и презирает ту среду, из которой вышла, как, впрочем, и новое свое окружение.

Она знает человеческие слабости и умеет пользоваться ими. Ее цель — полная свобода для себя и власть над другими людьми. Чувственность Марьи Николаевны Полозовой отмечена оттенком своеобразного демонизма: она стремится порабощать мужчин, разрушая их веру в идеальную любовь и возможность счастья. Для этого есть глубинные причины в ее собственной судьбе. «Натерпевшись» от рабства, она делает рабами других; ни разу в жизни не став предметом настоящей любви, она лишает такой любви более счастливых женщин. Именно так вторгается она в идеальный роман Джеммы и Санина. Это своеобразное подобие мести всему миру, которая отличала романтических героев. Но у Тургенева в повести «Вешние воды» Полозова не возвышенна; ореол «полузверя и полубога», окружавший ее в кульминационные моменты, в конце концов исчезает, заменяемый просто чертами животного («У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза»).

Санин Дмитрий Павлович — главный герой повести «Вешние воды» Тургенева, молодой русский помещик, путешествующий по Европе для собственного развлечения. Неожиданно он становится основным действующим лицом двух диаметрально противоположных любовных историй. Сначала он переживает высокую чистую любовь к Джемме, а потом, практически без всякого перехода, слепую и низменную страсть к Полозовой, которой удается полностью его поработить. Влюбившись в Джемму, Санин ведет себя как человек благородный, став рабом Полозовой — как человек без чести и совести. Он страдает, сознавая чудовищность своей измены, низость всего своего поведения, но это ничего не меняет. Контраст очень резок, тем существеннее то обстоятельство, что в обеих ситуациях поведение героя Тургенев объясняет одной и той же причиной — его слабоволием. Герой каждый раз поддается вмешательству случая, подчиняется обстоятельствам, чувствам, воле других людей: каково воздействие их, таков и он (в ситуации идеальной любви благороден, в ситуации низменной страсти гадок). В слабоволии Санина есть некоторое сходство с психологией тургеневских «лишних людей». Но сходство лишь оттеняет различие. Слабость воли, определяющая поведение этого героя, не получает конкретного социального объяснения (как это бывало в повествованиях о «лишних людях»). Это укрупняет масштаб обобщения: способность в любой момент перейти от благородного идеализма к безудержному падению, безнравственности толкуется автором как черта национального характера, выражение «русской сути».

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

🔍 смотри также:
Понравился материал?
55
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 36651