Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

"Дневник лишнего человека": анализ повести

  • Статья
  • Еще по теме

Повесть «Дневник лишнего человека» (1850) обозначила в художественной литературе особый социально-исторический тип литературного героя («лишний человек»), впервые терминологически его зафиксировав. Герои, подобные Онегину, Печорину, Бельтову, «Гамлету Щигровского уезда» Василию Васильевичу из «Записок охотника» самого Тургенева, после ее появления стали именоваться в критике именно так. И Рудин из первого тургеневского романа через несколько лет был воспринят уже именно как «лишний человек».

Впрочем, герой повести «Дневник лишнего человека» Чулкатурин погибает от болезни, явившейся следствием потрясения после любовной неудачи (трагический для него роман с юной провинциальной дворянкой Лизой, увлекшейся не им, а заезжим князем, составляет сюжетный центр повести). Его гибель — не следствие каких-либо прямых и крупных столкновений с общественным мнением, с обществом как таковым. Логика развития вышеупомянутых одноименных образов у других писателей была иной, однако самохарактеристика Чулкатурина оказалась емкой и широко применимой: «Лишний, лишний... Отличное это придумал я слово.»

Разумеется, «отличное слово» придумал не герой, а сам писатель Тургенев, которому предстояло в будущем ввести не только в литературный, но и в общественный обиход также другие столь же емкие характеристики (примером может послужить знаменитое слово «нигилист», первоначально адресованное в романе «Отцы и дети» Евгению Базарову, но получившее затем широчайшее общественное распространение).

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

смотри также:
Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6549