Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Сочинение: "Война и мир" - роман-эпопея русской жизни

  • Статья
  • Еще по теме

За «Войной и миром» Льва Николаевича Толстого прочно и, кажется, навсегда утвердилось определение «роман-эпопея». На первый план здесь выступает национально-эпохальная значимость художественных образов, масштабность авторской мысли. многогранность творческой манеры.

Роман Л. Толстого совмещает признаки нескольких эпических жанров. Прежде всего, это семейно-бытовая хроника, так как композиционными центрами повествования являются жизнеописания нескольких родовых «гнезд» — семей Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных. Во-вторых, «Война и мир» — социально-психологический роман, поскольку писатель делает акцент на изображении жизненного пути и духовных исканий наиболее значительных героев произведения — Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Наташи и Николая Ростовых. В-третьих, перед нами историческое сочинение, рассказывающее о событиях русской и европейской истории первых десятилетий XIX века, в центре которых война 1812 года. «Великое, незабвенное время возрождения русского народа!» — писал о ней Л. Толстой. Наконец, все эти проблемы семейно-бытового, нравственного, исторического характера сопрягаются с «вечными» вопросами человеческого бытия, которые составляют философскую основу произведения.

«Война и мир» Толстого открывается описанием приема гостей, устроенного в июле 1805 года фрейлиной Анной Павловной Шерер, на который собираются многие из главных действующих лиц романа. Из светских разговоров мы узнаем о революционной опасности, нависшей над Европой, об «убийце и злодее» Бонапарте, о великой освободительной миссии русского царя.

Одной сценой писатель решает сразу несколько задач — набрасывает общий исторический фон эпохи, знакомит читателя с основными персонажами, отмечает зарождение первых симпатий и антипатий, грозящих развернуться в крупномасштабные конфликты. Подобная концентрация повествования вокруг опорных эпизодов, характерная для всего романа, ощутимо увеличивает его композиционно-смысловую объемность.

Более того, она сочетается с многомерностью отдельных характеристик, позволяющих заглянуть во внутренний мир персонажа. Нередко событие в романе показывается глазами нескольких разных людей одновременно. Точка зрения одного накладывается на восприятие другого — в итоге создается эффект «удвоения», «утроения» ситуации, который опять-таки позволяет писателю коротко рассказать о многом.

Вот, например, Ростовы получили письмо от Николая, в котором он сообщает об участии в боевых действиях, ранении и производстве в офицеры. Старый граф рыдает и смеется от радости. Аналогично восприятие матери-графини и остальных домашних. И только Вера недоумевает: о чем же плакать, когда нужно радоваться? Как будто справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа посмотрели на Веру с недоумением.

Перед нами вновь открывается многозначность толстовской манеры повествования. Реальный факт вызвал разную реакцию героев, различная реакция диктует, в свою очередь, различное поведение персонажей, а оно уходит в глубины их внутреннего мира.

Л. Толстой вообще необыкновенно внимателен к «мелочам». Показывая крупным планом, как в кино, какую-либо деталь, писатель не только видит «насквозь» человека, но и определяет главное направление его дальнейших действий. Так, через стоптанные туфли, крашеное платье и заплаканные глаза княгини Друбецкой становится понятным ее неудержимое стремление во что бы то ни стало обеспечить материальное благополучие единственного сына.

Высшим достижением Л. Толстого в области психологического анализа является, конечно, знаменитый метод «диалектики души». Он позволяет воспроизвести текучесть переживаний, приравнивает микромир человеческой души к макромиру вселенной, то есть тоже служит созданию смысловой многомерности и расширению художественного пространства.

Однако, не будем забывать главного: в эпопее на первый план выступает все же не отдельная личность, но судьба народа, нации, к которым человек принадлежит. В «Войне и мире» Л. Толстой, по собственному признанию, любил «мысль народную», олицетворением которой предстал в произведении новый тип литературного героя — коллективный герой. Это и Тихон Щербатый, и Платон Каратаев, и старостиха Василиса, и многотысячная армия солдат и партизан. Они создают собирательный образ народа, с которым так или иначе, прямо или косвенно, сознательно или бессознательно связывают свои судьбы Пьер, Андрей, Наташа, княжна Марья.

Под коллективным героем в «Войне и мире» понимается народ как творец истории. А такое истолкование народной темы уходит в философско-исторические воззрения Л. Толстого, согласно которым роль отдельного человека в истории ничтожна. Исторический результат достигается только тогда, когда индивидуальные воли и желания сливаются воедино, и человек ощущает свою теснейшую связь с другими людьми.

В таком понимании коллективным героем является Кутузов, более других ощущавший высший и единственно верный смысл происходящего.

На страницах романа Толстого «Война и мир» звучат смех и слезы, люди рождаются, любят, страдают, гибнут за Отечество. Жизнь не приглаживается и не идеализируется, но предстает в острых столкновениях и трагических коллизиях.

Однако, в противоречиях и крайностях осуществляется общая линия жизненного развития, ее и воспроизвел Лев Толстой с лирической тонкостью, драматической напряженностью, философской насыщенностью и эпической полнотой.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 241