Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

"Смерть Ивана Ильича": анализ произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886) содержит в себе историю жизни героя, имя которого (обыкновенное имя обыкновенного человека) Толстой выносит в название. Однако начало повествования тут парадоксально совпадает с концом этой жизни: уже на первой странице сообщается о смерти Ивана Ильича. Точка отсчета в этой истории — смерть. Первая, предисловная, глава задает основной тон повествованию. Она написана в привычной для Толстого манере углубленного психологизма, позволяющей читателю оказаться на позиции героя. Однако уже здесь заметно присутствие авторской иронии, отделяющей повествователя от персонажа и создающей особую жесткую интонацию, имитирующую беспристрастное, «документальное» изложение.

В «Смерти Ивана Ильича» Толстой возвращается к теме метафизики умирания, впервые разработанной им в сцене смерти Андрея Болконского. В «Войне и мире» уход из жизни князя Андрея был представлен как медленное, полное значительности погружение в таинственную, неподвластную пониманию живых беспредельность. Князь Андрей прошел через «крещение» божеской небесной любовью, и его движение навстречу смерти дано в эпических тонах. В повести об Иване Ильиче смерть дана трагически: как торжественный акт умирания и как безумное сопротивление живого существа, охваченного страхом перед небытием. Смерть представлена в повести изнутри сознания и ощущений героя — как физиологический процесс, описанный вместе с тем при помощи символических образов: мучительное проталкивание сквозь «черный мешок» изнутри наружу, сквозь «туннель», в конце которого освобождение, чувство легкости, выход к свету. Иван Ильич бьется во тьме, пока его душа не раскрывается (впервые за долгую жизнь) мгновенно пережитой любовью и сочувствием. Чудо освобождения от смерти («Смерти нет, кончена смерть») подготовлено долгой работой души, тяжкой перестройкой сознания, обретением истинного зрения. Повесть строится как драма заблуждения, катастрофы, отчаяния и как история познания и прозрения, результат которого — победа над смертью. Смерть — некая меняющая свое значение стихия: сначала это грубая, жестокая сила, насилие, потом — таинственная и страшная «она», притягивающая взгляд (на нее надо научиться смотреть), и, наконец, безбрежное световое пространство, рядом с которым узким оказывается земное человеческое существование. Смерть осмыслена у позднего Толстого как прекращение жизни (сознания личности) во времени и пространстве и рождение в иную реальность, выход духовного человека в вечность, преодоление телесности.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 123